Войти

Украинская "газовая" делегация в Москве

Украинская "газовая" делегация в МосквеВ Москве проходят российско-украинские переговоры по газовым проблемам. В российскую столицу прибыла делегация во главе с министром топлива и энергетики Юрием Бойко.
Во время переговоров речь пойдет, в частности, о создании газотранспортного консорциума и снижение цены за газ для Украины.
Российские СМИ напоминают, что во время первого визита в Москву президента Украины Виктора Януковича, энергетические вопросы не обсуждались, но была достигнута договоренность провести газовые переговоры после формирования нового украинского правительства.

Представители Министерства топлива и энергетики Украины накануне нынешнего визита заявляли, что если Украина платит рыночную цену за российский газ, то это должно отражаться и на тарифах за транзит. Также говорят, что создание консорциума не простая вещь, ведь необходимо обсудить и планы российской стороны по сооружению обходных газопроводов. И насколько они могут корректироваться в случае создания консорциума.
Между тем аналитик в сфере энергетики Михаил Гончар говорит, что с самого начала возникновения идеи создания консорциума, Киев и Москва по-разному понимали его сущность.
Россия, по мнению господина Гончара, понимала идею консорциума, как инструмент управления и контроля над украинской ГТС.
Вместе с тем, аналитики отмечают определенную информационную "поддержку" нынешних переговоров в Москве. Некоторые социологические агентства говорят, что, согласно их опросам, 40 процентов граждан Украины в целом положительно относится к инициативе создания газотранспортного консорциума с участием Нафтогаз Украины, российского Газпрома и европейских потребителей. Негативно относится к такой идее вдвое меньше респондентов.
Вместе с тем многие эксперты убеждены, что от нынешних переговоров в Москве ожидать существенных решений не стоит.
Насколько реально Украине снизить цену импортируемого газа? Это вопрос для Украинской службы Би-Би-Си прокомментировал Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ центра Разумкова.
Владимир Сапрыкин: К величайшему сожалению, вероятнее всего, не удастся подписать ни одного документа. Это предварительный визит. И, зная, что Газпром очень сложный в переговорах, вряд ли можно ожидать каких-то конечных результатов: уменьшение цены или решения других вопросов.
Би-Би-Си: Накануне визита первый вице-премьер Андрей Клюев говорил, что Украина предложит украинскую газотранспортную систему в концессию. Юлия Тимошенко, например, говорит, что это предательство интересов Украины. Что такое вообще концессия, о чем идет речь?
Владимир Сапрыкин: Это уже определенный шаг вперед со стороны новой власти. Поскольку речь шла о каком то консорциуме в целом. А это уже какое-то направление. К сожалению, на пути реализации этого направления стоит украинское законодательство. Оно запрещает передачу ГТС в концессию. Это такой способ сотрудничества, когда собственность остается за государством, за Украиной, а вся газотранспортная система передается на долгий срок за определенные ежегодные взносы некой компании. В данном случае я вижу, что это может быть только Газпром.
Би-Би-Си: А чем отличается концессия от консорциума?
Владимир Сапрыкин: О консорциум много лет спорили и эксперты, и чиновники. Если говорить о консорциуме, как идею 2002-го года, идею Кучмы, Шредера, Путина, то консорциум - это передача в управление. То есть это старая версия, которая не прошла, поскольку не было соответствующего международного опыта. Сейчас появилась новая идея.
Но опять же, ни передача в управление, ни концессия, ни приватизация сегодня невозможны, пока не будет изменен закон о трубопроводном транспорте. Где четко прописано, что любые манипуляции с газотранспортной системой запрещены. Так, делегация едет с предложением, которое не подготовлено даже в Украине.
Би-Би-Си: Довольно часто сравнивают цены на газ для Украины и для Беларуси, где почти вдвое дешевле газ. Забывая при этом, что сейчас Газпром уже владеет половиной Белтрансгаза - белорусской газотранспортной системы. Можно ли здесь проводить параллели - если Украина хочет цены примерно такие же, как в Беларуси, то надо уступать трубой? А для этого надо менять законодательство.
Владимир Сапрыкин: Здесь есть определенные положительные и отрицательные моменты. Безусловно, 168 долларов - это прекрасная цена. С другой стороны, Беларусь продала 50% своего газопровода за неплохую цену 5 миллиардов долларов. Нам этого даже не предлагают. Нам предлагают, какую-то небольшую концессионную плату. Сами украинские чиновники предлагают. Одновременно, ставки значительно возросли. Россия создает обходные газопроводы. Ее действительно интересуют украинские газопроводы ... Однако, чтобы достичь цены Беларуси, нужно стать членом таможенного союза, а возможно, и войти в союзное государство вместе с Россией и Беларусью. То есть совсем другие, прежде всего политические условия и требования к Украине. И вряд ли удастся получить белорусскую цену.

Добавить комментарий