Войти

В Украине уже никто не говорит о евроинтеграции

В Украине уже никто не говорит о евроинтеграцииО евроинтеграции уже никто не говорит? Перспектива евроинтеграции потеряла свою привлекательность в украинском обществе. И это нашло свое отражение в программах кандидатов на пост президента Украины, а слова «евроромантизм» и «евроидиотизм» стали чуть ли не ругательными - пишет Елена Гнедин в статье для интернет-издание EUobserver.

Украинская политика - как мексиканские сериалы. Те же персонажи на протяжении многих лет: очаровательна, но хитрая Тимошенко, мрачный, но прагматичный Янукович, идеалистический, но слабый Ющенко, плюс множество старых лиц от Литвина до Тигипко. Яценюк - единственное новое лицо, который ведет свою кампанию с помощью изобретательных биллбордов в цвете хаки, но удивительно старомодных взглядов.

Однако кампания выборов 2010-го года отличается от последней президентской кампании в Украине. Изменились не действующие лица, а содержание их риторики.

Это первые выборы за десятилетие, в которых ни один из основных кандидатов не выступает с сильным проевропейским меседжем. До этого времени все ведущие политические партии делали европейскую интеграцию частью своих партийных программ. Не делать этого - значит получить меньшую популярность среди украинского населения, покупается все европейское: от «евроремонта» (дорогого и качественного ремонта помещений) до «еврогробов» (деревянных лакированных гробов).

Начало кампании 2010 наталкивает на мысль, что такая идея медленно теряет свою привлекательность. ЕС, занят своей институционным, а теперь и экономическим кризисом, мало что может предложить Украине. Поддержка курса на европейскую интеграцию среди населения снизилась с 65% в 2002 году до 43% в 2008. В итоге, многие украинские политики, похоже, скептически, если вообще не критично относятся к ЕС. Зато популярность приобретает идея «третьего пути», которая делает акцент на исключительности Украины.

Кто же является поборником ЕС в Украине?

Еще год назад Арсений Яценюк, кандидат в президенты и лидер новосозданной партии «Фронт изменений», был воплощением надежд относительно нового поколения политиков: молодой, современный и европейский. И он действительно первым доказал, что ветер в Украине подул в другую сторону. В очень неожиданный сторону.

С помощью своих пиар-технологов Яценюк раскрыл свой донкихотский план. Яценюк убежден, что Украина должна отбросить как интеграцию с Европой, так и с Россией, ибо это «псевдо-политика».Вместо того, чтобы позволять другим втягивать себя в нереалистичные проекты, Киев, по словам Яценюка, должен стать столицей «Восточноевропейского пространства», в которую будет входить вся территория от города Ужгорода на границе Украины с ЕС до Петропавловска-Камчатского на Дальнем Востоке России. География говорит о том, что Восточноевропейское пространство - просто еще один вариант славянского братства, сосредоточенного вокруг украинцев. Похоже, что у проевропейского электората, который разочаровался в Яценюке, вариантов больше нет.

Юлия Тимошенко и Виктор Янукович - наиболее вероятные кандидаты на выход во второй тур выборов. Риторика обоих достаточно проевропейская, однако их действия - не настолько. Януковича открыто поддерживает русский партия «Единая Россия». В его предвыборной программе - ни слова о европейской интеграции, а некоторые из его влиятельных соратников поддерживают идею Единого экономического пространства с Россией. Тимошенко оттолкнула проевропейский электорат своей противоречивой оговоркой о том, что украинцы «хотят диктатуры». Ющенко - наиболее проевропейский политик, однако «заслуги» его президентства вряд ли увеличат популярность идеи.

Реформы, а не риторика

Однако наибольший провал украинских политиков - не в риторике, а в недостаточных реформах. Например, большой совместный проект ЕС и Украины - модернизация газотранспортной системы Украины - застопорился через коррумпированные интересы властной элиты. Теперь ЕС угрожает отказать в выделении средств, которые он пообещал в июле 2009-го, потому что Украина не проявляет достаточной решимости в проведении реформ в энергетическом секторе.

Политики меньшего калибра имеют на удивление схожие взгляды на внешнюю политику Украины. И Владимир Литвин, и Сергей Тигипко высказались в пользу самодостаточности Украины. Анатолий Гриценко, известный как проевропейский политик, заявил, что «в течение пяти лет мы не будем стукать ни в двери ЕС, ни НАТО, ни Ташкентском договора, ни Единого экономического пространства. Наш приоритет - внутренняя эффективность. И сильная армия ».

Та же тенденция наблюдается и среди украинских бюрократов. Один украинский чиновник, занимающийся европейской интеграцией в Украине, метко описал это все большее разочарование: «Существует два типа людей, работающих над европейской интеграцией в Украине: энтузиасты и идиоты. Если раньше было больше энтузиастов, чем идиотов, то сегодня больше идиотов, чем энтузиастов ». На самом деле, общепринятыми становятся такие новые пренебрежительные, если вообще и не уничижительные термины как «евроромантизм» и «евроидиотизм».

Что же остается? Не так много кандидатов могут убедительно отстаивать в Украине идею европейской интеграции. И еще меньше делает это успешно. Однако европейская интеграция остается главной и, возможно, единственной идеей, которая может объединить разделеное украинское общество и направить украинских политиков путем модернизации. Поэтому задача ЕС становится еще более неотложной.

Пришло время ЕС осознать, что продвижение ценностей ЕС за рубежом - это не магический магнетизм, а тяжелый труд. Возможно, после ратификации Лиссабонского соглашения, ЕС сможет мобилизовать силы для более амбициозной политики в отношении своих соседей. Пока ЕС не продемонстрирует историю успеха в Молдове, Грузии или Украины, в европейские идеи будут верить все меньше людей на постсоветском пространстве.

Добавить комментарий