Войти

Политические партии теперь будут финансироваться из бюджета

Новая Антикоррупционная стратегия на 2014-2017 годы предусматривает введение бюджетного финансирования политических партий в Украине. Сейчас есть только общая концепция идеи, поэтому ее судьба будет зависеть от тех подзаконных нормативных актов, которые будут приняты на основе Стратегии.

Антикоррупционная стратегия

14 октября Верховная Рада приняла антикоррупционную стратегию на 2014-2017 годы. В частности, эта стратегия обязывает в трехмесячный срок принять законодательство, которое введет бюджетное финансирование политических партий в Украине.

Бюджетное финансирование политических партий - нормальная демократическая практика, внедрение которой в Украине может повысить плюрализм и прозрачность отечественной политической системы. 54,4% из 180 стран мира предоставляют средства на повседневную деятельность своих партии, а 31,1% - возмещают расходы на проведение избирательных кампаний (некоторые страны делают и то и другое).

Вот, что есть в принятой Стратегии по этому поводу: «введение прямого государственного финансирования деятельности политических партий как бюджетного финансирования уставной деятельности партий на основе результатов выборов, в частности при поддержке политических партий, которые не имеют парламентского представительства, и возмещения расходов на избирательную кампанию политическим партиям, которые преодолели избирательный барьер, в установленном законом размере.»

Очевидно, что успех или провал идеи во многом будет зависеть именно от подзаконных нормативных актов, которые будут приняты на основе и во исполнение Антикоррупционной стратегии, ведь на этом этапе существует только общая концепция.

Для начала, придется разобраться с терминологией. Поддержка партий может быть как прямой (деньги), так и косвенной (например, бесплатное эфирное время). В Стратегии говорится о прямом финансировании. Также, поддержка может предоставляться или на постоянной основе, или только во время избирательной кампании, или и то и другое. Вроде, Стратегия предполагает и то и другое.

Во-вторых, нужно будет установить, когда именно давать деньги: до или после выборов. В одних странах партии получают деньги до выборов по результатам предыдущих выборов или на основе доказательств минимального уровня поддержки со стороны граждан, в других - после выборов по результатам голосования. Выглядит так, что в Стратегии имеется в виду второй вариант, что, совсем не на руку новым немногочисленным партиям.

В-третьих, предстоит решить, кому и сколько достанется. Как вариант, можно одинаково финансировать все партии, которые имеют минимальный уровень поддержки со стороны граждан. Другой подход - установить зависимость между объемом финансированием и популярностью партий. В идеальном случае, поддерживать надо не только те партии, которые преодолели проходной барьер, а те, которым это не удалось, но у которых есть значительное количество сторонников (в Стратегии, вроде, именно так и планируется).

В-четвертых, контроль деятельности политических партий станет еще более критическим, ведь теперь они будут тратить уже публичные средства. Итак, непременно должна быть создана четкая и действенная процедура отчетности политических партий об использовании предоставленных им средств.

Наконец, для этого понадобятся средства, которых в Украине, что ни для кого не секрет, мало. Причем для того, чтобы действительно достичь поставленной цели - уменьшить зависимость политических партий от крупных спонсоров - уровень государственной поддержки должен быть существенным, иначе - это деньги на ветер.

По закону избирательный фонд политических партий не может превышать примерно 100 млн. грн. (фактически, для качественных кампаний эта сумма в 5-10 раз больше за счет незадекларированных расходов)(1). Содержание только центрального офиса средней партии не в предвыборную пору обходится не менее 30 млн. грн./год(2). Итак, компенсация половины расходов популярным десяти партиям обойдется государству где в 150 млн. грн./год плюс еще 500 млн. грн./выборы.

Приведенный пример напоминает еще об одной важной детали: необходимость реального ограничения размеров избирательных фондов политических партий. Как видим, несмотря на существование этой нормы, государство не может сейчас проконтролировать реальные расходы партий. Без этого, даже при государственной поддержке, малым немногочисленным партиям очень трудно будет конкурировать с крупными.

1 Оценка – Игорь Жданов 2 Оценка – Александра Кужель

Юлия Шибалкина

Добавить комментарий