Войти

Началось ... Новая правительственная команда предлагает Москве создать консорциум и передать ему в управление нашу газотранспортную систему

Вчера в Москву прибыла украинская правительственная делегация с предложениями, как обустроить отечественную газотранспортную систему. До окончания переговоров обе стороны старательно избегают любую утечку информации, однако обстоятельства, сложившиеся вокруг отечественных газовых проблем, достаточно прозрачны. Почти все аналитики уверены: Киев пытаться торговать «трубой» взамен на изменения с заключенным в прошлом году газового контракта. Впрочем, и сам отечественный газопровод, от изменения собственности защищает Конституция, не может противостоять другим бизнес-интересам наших партнеров. Если, скажем, русские будут транспортировать свой газ в Европу обходными путями, то украинская ГТС, сухая, не заполнена и никому не нужна, останется памятником утраченных возможностей. А часть нашей «трубы» уже находится в таком состоянии.


Намерения и оценки
Перед поездкой в Россию первый вице-премьер Андрей Клюев и глава «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин в унисон заявили: мы постараемся создать консорциум. Первый заместитель Азарова добавил, что новообразованная организация должна взять нашу ГТС в концессию.
Даже этих нескольких слов, без обнародования деталей, хватило, чтобы наши политики сделали ряд острых заявлений. Экс-премьер Юлия Тимошенко, чья деятельность фактически и спровоцировала очередной газовый кризис, заявила: «Сдать [в управление] нашу газотранспортную систему - все равно что сдать Украину».
Впрочем, по мнению экспертов, подобные эмоции - это только политика. С одной стороны, мы уже имеем неудачный опыт работы совместных образований. «Можем вспомнить, например, компанию под названием« Международный консорциум по управлению и развитию ГТС Украины», созданную в 2002 году, - говорит независимый эксперт в сфере энергетики Александр Нарбут. - Российская сторона заблокировала первый же проект - «Богородчаны-Ужгород», который позволял нарастить мощность нашей ГТС на 19 млрд. кубометров в год». Впрочем, полностью игнорировать интересы поставщика газа, как предлагают некоторые отечественные деятели, мы не можем: транзитер зависит от поставщика и потребителя продукции. По мнению экспертов, сегодня Украина должна научиться вести переговоры по законам цивилизованного бизнеса. «Примером для нас может быть консорциум по строительству «Северного потока»: с его подбором участников, сбалансированными отношениями собственности», - считает господин Нарбут.
«Труба» под давлением
Наибольший конфликт, который существует в процессе создания консорциума, такой: русских уже давно интересует идея не развития, а полного контроля над нашей ГТС. И вчера-сегодня они пытались выяснить, как далеко готовы пойти украинцы в этом направлении. В их руках - козырь: газовый договор прошлого года. Именно этот документ, по мнению аналитиков, заставляет переговорщиков суетиться и делать поспешные шаги. Один из таких тупиков, в который нас пытаться загнать, - свободный допуск российского «Газпрома» на украинский рынок без посредников. Сегодня же, как известно, «дочка» российского газового монополиста торгует на нашем рынке через «Нафтогаз Украины».
Предотвратить давлению со стороны россиян может, по мнению аналитиков, наше обращение с государствами - участниками Энергетической хартии: Россия хотя и делала определенные демарши, но таки осталась членом этой структуры. Если наша сторона сможет навести убедительные аргументы, то найраздражительные моменты - стоимость транзита газа по украинской территории и принцип «качай или плати» - мы сможем урегулировать. И только тогда - подойти к созданию консорциума без отрицательного багажа.
Несмотря на начало строительства обходного российского газопровода «Северный поток», наша ГТС все еще составляет бизнес-интерес для возможных партнеров. «Скажем, на маршруте «Южного потока» (второй обходной газопровод - Авт.) Сейчас только осуществляются исследовательские работы, - говорит Александр Нарбут. - И наша ГТС может составить ему конкуренцию: выполняя его функции и доставляя газ потребителям Болгарии, Балкан, наращивая мощности на линии «Торжок-Долина».
Очевидно, что переговоры по ГТС станут первым ответственным экзаменом для новой власти. За день-два мы узнаем, хватило у команды Николая Азарова аргументов, умения, силы духа, чтобы получить дивиденды от потенциально выгодного проекта, или нам снова объявят, что очередной контракт мы подписали потому, что другого выхода не было.
ПОДДЕРЖКА
По данным социологического исследования компании «R & B Group», которую считают «придворной» структурой Партии регионов, 40,5% украинских относятся положительно к созданию газотранспортного консорциума, 23% - отрицательно, 36% - не определились с ответом.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ...
Фирташ навсегда?
Народный депутат Александр Гудыма заявил, что олигарх Дмитрий Фирташ благодаря последним кадровым назначением своих людей возвращается в газовый сектор Украины. «Назначение близких к Фирташу людей на эти объекты («Укргаздобыча» и «Укртрансгаз») свидетельствуют, что он совместно с Левочкиным и Бойко фактически захватили газовый сектор Украины и устанавливают там свою диктатуру. К управлению газовым рынком возвращается команда «РосУкрЭнерго», - считает нардеп и добавляет, что это лишь первый шаг известного богача. - На самом деле он прицеливается на значительно большие дивиденды. Думаю, через некоторое время Фирташ сможет подмять под себя нефтяной сектор, прибрав к рукам еще и «Укрнефть» и «Укртранснафту».

Добавить комментарий