Войти

Суд начал рассматривать дело относительно борцов за свободу Украины по сути и не исключает, что будет «крутить» кино об УПА и НКВД

Вчера в зале № 17 Окружного административного суда Киева очередной раз сошлись в «поединке» непримиримые противники - здесь опять рассматривали дело о признании незаконным Указа Президента Украины «О чествовании участников борьбы за независимость Украины в XX веке». Напомним, бессменный руководитель Прогрессивной социалистической партии Украины Наталия Витренко оспаривает указ, которым в свое время Президент Виктор Ющенко почтил борцов за украинскую независимость. Вчерашнее заседание стало символическим рубиконом - суд приступил к непосредственному рассмотрению дела по существу - уже в составе судейской коллегии.


«Этот иск – настоящая чушь»
Понимая важность процесса, несмотря на возраст и болезни, в Киев из Львова приехал Юрий Шухевич качестве третьего лица по делу: «Приехал, потому что пришлось здесь быть ... Но что скажу я? Этот иск - это полная чушь со стороны истца. Ведь нельзя отменять указы Президента! Если же мы каждый указ будем обжаловать, этот суд вообще не сможет работать!"
Еще задолго до начала заседания в суд пришла Наталья Осьмак, дочь президента Украинского главного освободительного совета Кирилла Осьмак, которую суд тоже привлек третьим лицом. «Я пересмотрел все 12 томов дела, - говорит Наталья, - потратила четыре часа. Заявления о желании приобщиться к делу на стороне ответчика прислали сотни людей со всей Украины - там множество документов о репрессированных украинцах, справки о реабилитации, свидетельства об искалеченных судьбах! Зато со стороны истца - заявления вроде: «общеизвестный факт, што Красная Армия боролась против коричневой чумы, и я против ...»
На заседание вчера пришли пятеро народных депутатов: «нашеукраинцы» Николай Кульчинский, Владимир Вязивский, Зиновий Шкутяк, Тарас Стецькив, Лилия Григорович. «Сегодня судится наше колониальное прошлое с настоящим, я за государственное настоящее, я за государство Украина - поэтому я здесь», - объясняет свое присутствие госпожа Лилия. Был также на суде сын последнего генерала УПА Василия Кука - господин Юрий - и политзаключенный Степан Хмара.
Чем затронули права Витренко?
Между тем адвокат Степана Бандеры-младшего Роман Орехов и Юрий Шухевич раз просили определиться суд относительно предмета рассмотрения: указ Президента индивидуальный или нормативно-правового действия? Четко ответить судья на этот вопрос не захотела, но дала понять, что суд воспринимает указ Президента как акт индивидуального действия. Хотя каким образом чествования борцов за независимость задело личные права истицы Витренко - непонятно. На самом деле такой поворот в деле может означать, что его рассмотрение может длиться очень долго: у каждой стороны - свое дело и доказательства. Суд просто утонет в томах документов.
Кстати, судьи еще не решили, как быть с документальными фильмами, аудио-визуальными записями, обе стороны хотят приобщить к делу. Тем более что условий для их просмотра в этом судебном зале нет.
Есть и другие вопросы в суд. В привлечении к делу третьими лицами отказано, например, известному диссиденту Василию Овсиенко, трижды заключенному советской властью. Не принял суд также и заявления легендарного сотенного УПА Мирослава Симчича (псевдо Кривонос). А он, между прочим, провел более 40 успешных боев против немецких захватчиков, карательных отрядов и оперативных групп НКВД до сих пор не реабилитирован. Зато граждан Польши суд считает необходимым привлечь со стороны истца.
Само судебное заседание - каторга для непримиримых противников, которым приходится сидеть бок о бок на одной скамье. Публика не может удержаться от комментариев - реплики летят, словно горох. Судья, не выдержав, делает замечания раскрасневшемуся Степану Хмаре по очередному упреку в адрес Фемиды: «Давайте вы сюда сядете и будете судить!», На что политзаключенный парирует: «Я уже сидел! А некоторые еще только будут сидеть!
Роман Орехов уже какой раз попросил суд поставить вопрос о переносе судебных заседаний в другое помещение - маленький зал админсуда абсолютно не приспособлена для рассмотрения такого публичного дела. Только участников процесса - 31 человек (заявлений же после призыва в защиту борцов за независимость подало более пяти сотен человек). На просьбу о более большем помещении бессменный соратник Витренко Владимир Марченко занервничал: «Если будут другие условия, сюда придут сотни людей, заблокируют суд!» - «Конечно, - удовлетворенно гудит толпа на скамьях. - Обязательно придем! .. »

Добавить комментарий