Войти

Отчет по результатам долгосрочного наблюдения. За период 28 августа -15 сентября

Закон "О выборах народных депутатов Украины" в целом позволяет провести выборы в соответствии с международными стандартами. Вместе с тем, Закон содержит ряд недостатков. Ключевым из них является сохранение смешанной избирательной системы, по которой будут проводиться внеочередные выборы народных депутатов. Предусмотренные Законом процедуры не в полной мере согласованы с соответствующими процедурами, закрепленными в законах о президентских и местных выборах. Конституционность отдельных положений этого Закона (например, в части лишения права голоса по мажоритарному округу избирательной системы лиц, проживающих или находящихся за границей или сменили место голосования без изменения избирательного адреса) сомнительна. Закон не устанавливает действенных гарантий безопасности при проведении голосования в регионах проведения АТО. Не предусмотрена ним и упрощенная процедура голосования для переселенцев из Донецкой и Луганской областей.

Отчет  по результатам долгосрочного наблюдения. За период 28 августа -15 сентября

Беспокойство вызывает и тот факт, что выборы будет организовывать ЦИК, срок полномочий большинства членов которой завершился еще в июне 2014 года. Продление срока полномочий членов ЦИК на неопределенный срок порождает вопрос легитимности органа в целом.

Организация выборов на территории Луганской и Донецкой областей будет одним из наиболее проблемных вопросов избирательного процесса. В Луганской области выборы практически невозможно провести в более 5 округах, в Донецкой области - в 10 округах. Обострение противостояния с вооруженными группами сепаратистов и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации в этих регионах может привести к тому, что выборы не состоятся в большинстве округов, образованных в пределах этих двух областей. В связи с этим, МВД, СБУ, Министерству обороны совместно с ЦИК следует принять дополнительные меры для усиления мер безопасности в пределах территорий этих двух областей, которые находятся под контролем государства.

Положительным аспектом избирательного процесса по внеочередным выборам народных депутатов Украины является то, что ЦИК привела принятые ранее акты по вопросам организации выборов народных депутатов Украины в соответствие с требованиями Закона задолго до начала избирательного процесса. Это уменьшит функциональную нагрузку на ЦИК, а также обеспечит больший уровень прогнозируемости подготовки и проведения выборов.

ЦИК осуществляла свою деятельность по регистрации кандидатов, образование ОИК, предоставления разрешений общественным организациям иметь официальных наблюдателей на выборах в соответствии с требованиями Закона. Отказы в регистрации в основном обуславливались несоответствием поданных кандидатами документов (автобиографий и т.д.) требованиям Закона "О выборах народных депутатов Украины".

ОИК были созданы в установленный законом срок с соблюдением законодательных предписаний. Как и во время предыдущих выборов, основными проблемами деятельности ОИК являются частые замены в их составе, недостаточный уровень подготовки членов комиссий к работе в комиссиях (во многих комиссиях доля лиц, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях, составляет менее 50%), ненадлежащее материально техническое обеспечение. Многие ОИК до сих пор не имеют вывесок, установленных средств связи, оргтехники. Некоторые ОИК вынуждены проводить свои заседания в спортивных залах или в непригодных для работы помещениях. Все это говорит о необходимости внедрения механизмов, направленных на предотвращение злоупотребления правом на проведение замен в составе ОИК, а также проведение обязательной подготовки членов комиссий по выборам. Вопрос повышения уровня оплаты труда членов комиссий также остается актуальным.

В большинстве регионов основные политические партии уже начали агитационную работу среди избирателей. Партийные съезды, на которых выдвигались кандидаты, в целом были проведены открыто. Вместе с тем, как и на предыдущих выборах, содержательная дискуссия по кандидатурам, вынесенных на утверждение съездов отсутствовала. Договоренности о выдвижении кандидатов в основном носили кулуарный характер. Позитивом кампании является то, что основные партии включили в свои избирательные списки значительное количество общественных активистов и журналистов, что будет способствовать обновлению персонального состава парламента.

Случаи косвенного подкупа избирателей, использование нечестных методов политической борьбы, хотя и фиксируются, пока носят единичный характер. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что количество зарегистрированных кандидатов в одномандатных округах пока невысока. Агитация основных партий на выборах продолжает носить популистский характер и концентрируется вокруг вопросов, связанных с ситуацией на востоке государства.

Отличительной особенностью избирательной кампании по подготовке к внеочередным выборам народных депутатов Украины является отграничение кандидатов в депутаты от провластных партий от политических сил, с которыми они были аффилированные на протяжении последних лет. Общественным организациям следует принять меры, направленные на широкое информирование общества о деятельности таких кандидатов в период 2010-2013 гг.

Уровень прозрачности финансирования предвыборной агитации на внеочередных выборах народных депутатов Украины останется невысоким. Промежуточные финансовые отчеты партий о поступлении и использовании средств избирательных фондов будут обнародованы за 20 дней до дня голосования (а то и позже), в то время как регистрация кандидатов на выборах завершится менее чем за 30 дней до дня голосования.

По материалам Комитета избирателей Украины

Добавить комментарий