Войти

Отчет Комитета избирателей Украины по результатам долгосрочного наблюдения за период 16.09-5.10

Отчет Комитета избирателей Украины по результатам долгосрочного наблюдения за период 16.09-5.10

  1. Несмотря на то, что Закон "О выборах народных депутатов Украины" в целом позволяет провести внеочередные выборы народных депутатов Украины в соответствии с международными стандартами, ряд важных вопросов организации избирательного процесса им не урегулирован вообще, или же существующие положения Закона требуют совершенствования. В частности, Закон не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, каким образом должна обеспечиваться безопасность работы избирательных комиссий, транспортировка избирательной документации, организация голосования, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования на территориях, контролируемых сепаратистами. Парламенту стоит безотлагательно внести в Закон "О выборах народных депутатов Украины" изменения, которые будут усиливать меры безопасности во время организации выборов в проблемных регионах, а также позволят ЦИК признавать выборы несостоявшимися в случае, если организация избирательного процесса не соответствует требованиям законодательства о выборах и международным стандартам.
  2. Основным вызовом внеочередных выборов является возможность их срыва в большинстве округов на территории Донецкой и Луганской областей. Актуальным также является вопрос предотвращения возможных попыток срыва выборов в округах, находящихся на территориях Донецкой и Луганской областей, контролируемых украинскими властями, и в округах областей, граничащих с Донецкой, Луганской областями и Автономной Республикой Крым. МВД, СБУ и Министерству обороны Украины следует тщательно проанализировать существующие и потенциальные риски для хода избирательного процесса в пределах этих регионов и внедрить план минимизации этих рисков, уделив особое внимание безопасности избирателей.
  3. ЦВК осуществляет свою деятельность по подготовке к проведению внеочередных выборов в соответствии с требованиями законодательства. Большинство актов, необходимых для надлежащего применения Закона "О выборах народных депутатов Украины", было принято ЦИК еще до начала избирательного процесса. Основной проблемой работы ЦИК является отсутствие достаточных финансовых и кадровых ресурсов для проведения широкомасштабного обучения членов комиссий, обработки документов, представленных потенциальными субъектами избирательного процесса для их регистрации на выборах.
  4. Робота ЦИК в части регистрации кандидатов вызвала много нареканий со стороны кандидатов, в том числе в части беспристрастности работы ЦИК. Существование таких нареканий является естественным. С другой стороны, ряд решений ЦИК о регистрации или отказе в регистрации кандидатов было предметом рассмотрения в судах, и далеко не всегда суды согласились с позицией ЦИК. Документы отдельных кандидатов и партий ЦИК проверяло более тщательно, чем других, что привело к принятию противоположных решений в подобных делах (решение о регистрации В. Хорошковского, С. Пискуна и т.п.). В перспективе ЦИК стоит отработать такой механизм взаимодействия с органами Государственной пограничной службы, МВД Украины, Государственной пенитенциарной службой, позволяющего оперативно оценивать соответствие кандидатов требованиям Конституции перед принятием решений по их регистрации.
  5. Как и на президентских выборах 2014 года, проблема стабильности состава ОИК все еще остается актуальной. По состоянию на начало октября составы ОИК были обновлены более чем на четверть, и ЦИК продолжает вносить изменения в их состав. Частые изменения в составе комиссий не способствуют надлежащей организации избирательного процесса, снижают эффективность мероприятий ЦИК и международных доноров по обучению членов комиссий по вопросам организации выборов. В перспективе, в законы о выборах следовало бы внести изменения, которые будут сужать возможности для замены членов комиссий субъектами представления их кандидатур в состав комиссий.
  6. ОИК целом осуществляют деятельность в соответствии с требованиями законодательства. В некоторых округах все еще актуальными остаются вопросы материально-технического обеспечения работы ОИК (помещения, транспорт, Интернет и т.п.). Случаи блокировки работы ОИК из-за отсутствия кворума на заседаниях носят единичный характер. Основные нарушения в работе ОИК сводятся к несвоевременной передачи в ЦИК копий принятых решений, протоколов заседаний, несоблюдение требований относительно обнародования информации о результатах работы ОИК на досках объявлений и т.д..
  7. В процессе регистрации кандидатов и осуществления предвыборной агитации все еще применяются недобросовестные практики. Во многих округах зарегистрированы т.н. "технические" кандидаты, которые не осуществляют агитации и участие которых в избирательном процессе направлено ​​на рассеяние голосов за определенных кандидатов. Регистрация "двойников", т.е. кандидатов с одинаковыми фамилиями, а то и именами и отчествами, носит массовый характер. Многие кандидаты также изменили субъекты(партии) своего выдвижения на выборах, что свидетельствует о неразвитости партийной системы и невысокого уровня добропорядочности соответствующих кандидатов.
  8. Позитивом выборов 2014 является уменьшение уровня использования административного ресурса на выборах партиями и кандидатами. Случаи участия чиновников в агитационных мероприятиях носят преимущественно единичный характер.
  9. С другой стороны, кандидаты продолжают активно использовать технологии прямого и косвенного подкупа избирателей, распространяя деньги, товары, работы и услуги как лично или через сети активистов, так и через собственные благотворительные фонды, сети специально нанятых лиц ("бригадиров" и т.д.). Органам внутренних дел необходимо давать надлежащую правовую оценку таким деянием. В перспективе также следует усилить административную и уголовную ответственность за соответствующие деяния.
  10.   Довольно распространенным явлением во время парламентских выборов 2014 стало размещение наружной политической рекламы без всяких выходных данных, что может свидетельствовать о теневом финансировании предвыборной агитации. Билборды и другие носители политической рекламы с агитацией без любых исходных данных размещались практически всеми основными политическими силами.
  11.   Судя из объемов телевизионной, радио и наружной рекламы, расходы на ее изготовление и размещение существенно не уменьшились по сравнению с предыдущими выборами (уменьшение произошло бы за счет сокращенной продолжительности избирательного процесса). После выборов в Закон "О выборах народных депутатов Украины" следует внести изменения, запрещающие платную политическую рекламу на телевидении и радио в период избирательного процесса.
  12.   Сама агитация остается малосодержательной и строится вокруг спекуляций на тематику войны и мира, люстрации и других подобных тем. Содержательной дискуссии о направлениях развития страны политические силы не проводят.
  13.   Количество скрытой политической рекламы в СМИ (т.н. "джинсы") продолжает оставаться значительной.
  14.   Особенностью выборов 2014 стало применение насилия к кандидатам со стороны избирателей (выбрасывание кандидатов в мусорные ящики, избиение и т.д.). Правоохранительным органам следует тщательно изучать соответствующие случаи и обеспечивать привлечение лиц, которые организуют и/или осуществляют противоправную деятельность, к предусмотренной законом ответственности.
  15.   Как и во время президентских выборов 2014, повреждения агитационных материалов на носителях наружной рекламы носит массовый характер. Правоохранительные органы должны принять меры, направленные на создание условий для свободного осуществления партиями и кандидатами предвыборной агитации, в том числе путем размещения агитационных материалов на рекламных щитах. Уничтожение или повреждение таких материалов должно вести к надлежащей правовой оценке и привлечению виновных к ответственности.
  16.   Случаи использования "черного пиара" против определенных кандидатов пока не приобрели массовый характер.
  17.    Деятельность органов местной власти по подготовке к выборам сводится к созданию условий для работы избирательных комиссий. Органы ведения Государственного реестра избирателей в целом могут обеспечивать эффективный учет избирателей и оперативное обновление базы данных Государственного реестра избирателей. Однако эти органы недостаточно информируют избирателей о порядке ведения Государственного реестра избирателей, составления и уточнения списков избирателей и тому подобное. В перспективе, на проведение соответствующих информационных мероприятий следует предусмотреть бюджетное финансирование.
Добавить комментарий