Войти

Выводы комитета избирателей Украины

Комитет избирателей Украины - всеукраинская общественная организация, которая уже пятнадцать лет осуществляет комплексный мониторинг избирательных кампаний в Украине на предмет соблюдения участниками избирательного процесса украинского законодательства и международных стандартов демократических выборов. В ноябре КИУ следило за подготовкой изменений в избирательное законодательство, агитационной кампанией, формированием и началом работы окружных избирательных комиссий.
Предварительные выводы КИУ по итогам наблюдения за избирательной кампанией:
1. Кампанию по выборам Президента Украины КИУ характеризует как конкурентную, свободную и прозрачную. Существенных нарушений прав избирателей за отчетный период не зафиксировано. В то же время КИУ отмечает малое содержание политического диалога и нечестность кандидатов к избирателям. Практически не ведутся дискуссии вокруг программ кандидатов, зато широко применяется скрытая политическая реклама в СМИ.
2. Наибольшей проблемой, которая может повлиять на демократичность и прозрачность избирательного процесса, по состоянию на начало декабря 2009 является несовершенство законодательства о выборах Президента Украины. После голосования соответствующего законопроекта в первом чтении КИУ отмечает отсутствие политической воли у большинства парламентариев по совершенствованию правил избирательной гонки. В частности КИУ беспокоит:
• практическое отсутствие возможности обжалования нарушений, действий и бездействия субъектов избирательного процесса;
• отсутствие порядка голосования избирателей на зарубежных участках (тех, которые не находятся на консульском учете);
• возможности для кратного включения избирателя в списки избирателей в день голосования;
• отсутствие у общественных организаций возможности наблюдать за выборами.
3. С увеличением интенсивности избирательного процесса КИУ зафиксировал увеличение фактов применения служебного положения для агитации, «не денежного» подкупа избирателей, криминального вмешательства в избирательный процесс. Сейчас эти факты немногочисленные и несистемные, однако обострение политического противостояния может привести к увеличению таких нарушений и их влияния на результат избирателей. Вместе с тем КИУ отмечает процессы, которые можно характеризовать, как подготовку к прямому (денежному) подкупу избирателей.
4. Центральная избирательная комиссия своевременно сформировала окружные избирательные комиссии и подавляющее большинство из них вовремя провели первое заседание. Однако, крайне низким является квалификация и опыт работы членов ОИК. По оценкам КИУ лишь 20-30% (в зависимости от региона) уже работали в окружных избирательных комиссиях. Также предварительный анализ членов ОИК дает основания считать, что для включения людей в комиссии отдельные штабы использовали технических кандидатов, поэтому представительство разных кандидатов в ОИК не является сбалансированным. Ситуация с набором членов участковых избирательных комиссий и их квалификацией выглядит еще более угрожающей.
5. Учитывая эпидемию гриппа, агитация в отчетном периоде проводилась в основном за счет наружной рекламы, палаток и открытой или скрытой рекламы в СМИ. Но даже после отмены карантина практически не велась «полевая» агитационная кампания (за исключением разве что штаба Виктора Януковича). В целом кампания является малобюджетной, во многих штабах сворачиваются целые программы, существуют задержки с заработной платой. Почти все штабы финансирования агитационной кампании на местах переложили на региональные представительства, обещая поддержку на предстоящих местных выборах.
По итогам мониторинга КИУ рекомендует :
1. Верховной Раде Украины безотлагательно принять необходимые изменения в законодательстве о президентских выборах;
2. Штабам кандидатов отказаться от нечестного ведения избирательной кампании, применение админресурса и подкупа избирателей.
3. Центральной избирательной комиссии организовать обучение членов комиссий низшего уровня;
4. Избирателям активнее участвовать в проверке своих данных в Государственном реестре избирателей и активнее отстаивать свои права и реагировать на нарушение избирательного законодательства.
Применение админресурса и подкуп избирателей.
В ноябре увеличились факты использования своего служебного положения для агитации представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также руководителями предприятий и учреждений. В основном такая агитация осуществляется в пользу кандидатов, занимающих высокие посты в государстве (Владимир Литвин, Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко), а также в пользу Виктора Януковича, который пользуется поддержкой во многих органах власти на местах.
Использование админресурса осуществляется как правило для организации встреч с кандидатом, агитации в рабочее время и адмистративного влияния на членов комиссий. Эти факты на сегодня не многочисленны и серьезного влияния на результат выборов не будут иметь. Наиболее широко применяемым и системным использованием админресурса стала кампания по раздаче земельных актов, которая сопровождалась агитацией за кандидата Юлию Тимошенко. Такие факты фиксировались в большинстве регионов Украины.
Также КИУ приводит другие примеры использования админресурса:
Донецкая область.
Областные штабы А. Гриценко и С. Тигипко заявляют, что им отказывают в организации встреч с избирателями в трудовых коллективах Красноармейска. Областной штаб Литивна отмечает, что органы местного самоуправления отказывают ему в организации встреч с избирателями.
Областной штаб Литивна также сообщает, что мобильная агитационная группа кандидата на короткое время была задержана сотрудниками милиции в Киевском районе Донецка.
По сообщению жителей Горловки местный штаб Виктора Януковича обзванивает работников бюджетных организаций и сообщает им о том, что они будут работать членами участковых комиссий этого кандидата. Позже стало известно, что такие звонки носят массовый характер, главной целевой аудиторией являются бюджетные организации.
Также из Горловки поступают сообщения об участии служащих городского совета в наборе людей для работы в комиссиях. В частности чиновники горисполкома проводят беседы с гражданами в отношении их регистрации членами комиссий, как Виктора Януковича, так и Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.
Одесская область.
В 143 и.о. 20.11.09 г. Председатель Одесской обл. совета М. Скорик в помещении Белгород-Днестровской городского совета проводил встречу с представителями образования и медицины и откровенно агитировал за В. Януковича.
Также флажки и агитки от Януковича распространялись в учебных заведениях г. Белгород-Днестровский, как среди детей, так и преподавателей беспрепятственно.
Херсонская область.
Председатель Херсонской облгосадминистрации Борис Силенков обязал глав районных государственных администраций области предоставить бензин и автотранспорт для нужд районных штабов В. Ющенко. Некоторые главы райгосадминистраций эти распоряжения просто саботируют.
Главы органов местного самоуправления многих районов области открыто агитируют в пользу кандидата в Президенты Виктора Януковича. Так, Скадовский городской голова Александр Гавриш выступил по местному телевидению и напечатал свое Обращение в нескольких местных газетах ( «Новый день», «Булава» и другие) с призывом ко всем руководителям органов местного самоуправления поддерживать Виктора Януковича.
Также во время эпидемии гриппа много кандидатов практиковали бесплатную раздачу защитных масок и бесплатный медицинский осмотр граждан, что можно трактовать как подкуп избирателей. Наиболее массовой раздачей масок занимался штаб Виктора Януковича.
Также из нескольких регионов в КИУ поступают сигналы о подготовке возможного прямого подкупа избирателей. Мобилизуются «пирамиды скупщиков», составляются списки из потенциальных избирателей, которые готовы получить деньги за голосование, рассчитывается количество «купленных» голосов в регионе. Однако на сегодня ни одного факта передачи денег не зафиксировано.
Также КИУ начал фиксировать единственные факты криминального вмешательства в избирательный процесс. Как правило, это было порча агитационных материалов, нападения на агитаторов, порча партийного имущества. Больше всего таких сигналов приходит из Донецкой области.
Донецкая область.
В Енакиево был совершен поджог агитационной палатки В. Литвина.
В Мариуполе зафиксированы случаи порчи билбордов Тимошенко.
В Макеевке были разбиты окна штаба кандидата П. Симоненко. Об этом сообщает областной штаб кандидата и связывает такие действия с активностью КПУ на этих выборах.
Одна из агитационных групп кандидата Литивна была обстреляна в одном из сельских районов Донецкой области неизвестным, который перепутал агитаторов с работниками газовой службы.
Работа окружных избирательных комиссий.
27 ноября Центральная избирательная комиссия сформировала участковые избирательные комиссии. Однако уже первое заседание ОИК показали, что большинство комиссий ожидают ротации их членов. По оценкам КИУ предыдущий опыт в ОИК работы имеют не более 20-30% членов комиссий.
Часто первое заседание ОИК происходили с процедурными ошибками: не устанавливался кворум, не подсчитывалось количество голосов по каждому вопросу, решение пытались принимать с нарушением (хотели принимать решения простым большинством от присутствующих, а не от общего состава комиссии).
Луганская область.
Заседание Рубежанского ОИК (ТИО 113) началось в субботу, но скоро прекратилось. Оказалось, что ни один из граждан, назначенных на руководящие должности этой комиссии (председатель - от Тягнибока, заместитель - от Ратушняка, секретарь - от Протывсих) - никогда раньше в таких комиссиях не работали.
Стоит отметить, что окружные комиссии, сформированные в Луганской области в этом году по уровню средней опытности являются наихудшими с 1998 года. Опыт работы в комиссиях уровня окружных или территориальных имеют 15-20%, а опыт в избирательных комиссиях вообще - от 25 до 50 процентов состава. Но хуже всего, неопытный руководящий состав ОИК. Лишь в Красном Луче и Беловодске комиссии возглавляют люди, которые ранее уже работали в руководящем составе избирательных комиссий такого уровня, а в Лисичанске (ТИО 110) и Краснодоне (ТИО 108) ситуация такая же, как и в Рубежном. То есть чиновники ОИК будут учиться в процессе.
Киевская область.
Отдельного внимания заслуживает ОИК Ирпенского избирательного округа. О заседании комиссии членов сообщили за 3-2 часа до начала. Помещение ОИК находится далеко от Ирпеня в коттеджном городке «Чайка», на территории которого строгий пропускной режим. Многие члены комиссии от «технических кандидатов» отказываются туда ездить за свой счет. Также инициативу председателя комиссии перехватил человек от Партии регионов, которая назначена заместителем. Председатель комиссии не явился якобы он болеет. По поведению заместителя председателя комиссии было понятно, что вопрос смены главы комиссии уже решен в ее пользу. Дело в том, что в Ирпене находится Киевский областной избирательный штаб Партии регионов и возможно все эти действия направлены для захвата тотального контроля над комиссией. Также с этой целью был создан инцидент доверенным лицом от Януковича, который принес документы на регистрацию пол сотни наблюдателей. Комиссия была еще неготовая эти документы зарегистрировать. Может это было намерение показать, что нет головы и комиссия не работает.
Херсонская область.
По приблизительным подсчетам, опыт работы в ОИК имеют 25 - 30% ее членов.
Первые заседания, на которых присутствовали наши наблюдатели (это три комиссии) происходили с нарушениями процедур заседания (не устанавливался кворум, не подсчитывалась количество голосов по каждому вопросу, решение пытались принимать, потому что не знали как правильно, с нарушением (например, в ОИК № 184 сначала хотели принимать решения простым большинством от присутствующих, но после замечаний присутствующих журналистов, исправились. Материальное положение комиссий является неудовлетворительным, но представители власти заверяют, что все вопросы материально-технического обеспечения будут в ближайшее время решены.
Также в ноябре продолжился процесс подбора людей до участковых избирательных комиссий. Уже сейчас очевидно, что полностью способны обеспечить свое представительство в УИК не более 5 кандидатов. Эти же кандидаты будут использовать других кандидатов, как «технических» для увеличения своих сторонников в УИК. Сейчас идет настоящая «охота» на опытных членов комиссий, штабы пытаются «перекупать» членов УИК друг у друга. Средняя цена, предлагаемая потенциальным членам УИК - 800 гривен, хотя председателям, их заместителям и секретарям предлагаются большие суммы.
Также проблемой может оказаться то, что сейчас много потенциальных членов УИК работают агитаторами и собираются это продолжать и после того, как получат статус члена избирательной комиссии, что уже будет прямым нарушением законодательства.
Открытым остается вопрос связанный с тем, что с 1 января вступит в действие закон "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", действие которого распространяется на окружные и участковые комиссии. По имеющейся информации случается немало случаев когда в одну избирательную комиссию подано близких родственников, кто-то из них может занять пост председателя. А это, в свою очередь может стать поводом для обжалования таких решений.
Пресс служба КИУ

Добавить комментарий