Войти

Отличия прошлой и нынешней избирательной кампании

Отличия прошлой и нынешней избирательной кампанииХотя до президентских выборов 2010 года остается еще немало времени, можем отметить некоторые их особенности, по сравнению с выборами 2004-2005 гг.
Уже стало традицией, что во время всех выборов в нашей стране, все их участники целенаправленно создают впечатление, будто бы именно грядущие выборы станут настоящим прорывом, выходом из очередного кризиса. Исторически повелось, что сложные ситуации у нас являются перманентными, что можно уже говорить не о кризисе, а скорее о хронической болезни с ее периодическими обострениями. Обычно выход из таких ситуаций наша политическая элита традиционно пытается найти именно благодаря выборам. Однако, принципиальная особенность украинских выборов заключается в том, что их целью является не изменение устаревших общественно-политических устоев, а лишь кадровые перестановки и последующее достижение новых интерперсональных договоренностей в среде той самой элиты. Едва ли не единственным исключением стали президентские выборы 2004 - 2005 гг, которые носили отчетливо идеологический характер.

Какие характерные особенности президентских выборов 2010 года, по сравнению с выборами 2004-2005 гг.?
Прежде всего бросается в глаза, что избирательная кампания 2004 года проходила в атмосфере всеобщего подъема, оптимизма, а нынешние выборы - в атмосфере уныния и разочарования.
В 2004 году в обществе существовала уверенность, что новый президент проведет ряд реформ и ситуация в стране изменится к лучшему. На самом деле результатом выборов стал большой передел имущества и окончательная приватизация власти. Центр власти переместился в Верховную Раду и в парламенте оформились мощные кланы, сцепившись в борьбе, застыли в состоянии неустойчивого равновесия.
Для того, чтобы какой то из кланов доминировал, им нужно бросить на свою чашу политических весов пост президента. Конечно, при таких обстоятельствах о никаких реформах не может идти речи.
Именно поэтому на нынешних выборах политики не выдвигают новых идей, а следуют по ожиданиям масс. В свою очередь народ не ждет от власти никаких положительных изменений - ей просто не верят. Именно поэтому выборы 2004 были борьбой идеологий и захватывали в свою орбиту миллионы волонтеров, а современные - является борьбой групп интересов и не интересны никому, кроме участников этой политической игры. Соответственно изменились и технологии мобилизации сторонников: вместо идеологических лозунгов политические оппоненты используют механизмы манипуляции основными человеческими инстинктами: страх заболеть, опасность для детей и т.п.
Политические программы пишутся ими не для выполнения, а только потому, что наличие этого документа является обязательным условием регистрации кандидата. Соответственно, не имея возможности вести конструктивную полемику, а также отчитаться о выполнении предвыборных обещаний, кандидаты переходят на личности. Если «черный пиар» предыдущей кампании носил преимущественно идеологический характер, например, «разделение украинцев на 3 сорта», «Ваша жена - американка», «пророссийский или проамериканский кандидат», то в этом году обращают внимание прежде всего на скандальную информацию личного плана.
Еще одной особенностью президентской избирательной кампании 2009 года является то, что наряду с наличием двух выразительных лидеров, как и в 2004 году, появилось немало новых кандидатов, по крайней мере в некоторых регионах составляют лидерам президентской гонки серьезную конкуренцию. Поскольку кандидаты в президенты не имеют внятного идеологического лица и в глазах электората в политическом и моральном плане они все достойны друг друга, избиратели обращают внимание преимущественно на личностные качества кандидатов. То есть становление гражданского общества в Украине притормозилось, а возможно и деградировало.

Добавить комментарий