Войти

Выборы-2012: за кого и почему намерены проголосовать избиратели?

Выборы-2012: за кого и почему намерены проголосовать избиратели?Общенациональное исследование общественного мнения населения Украины было проведено Фондом «Демократические инициативы» совместно с Киевским международным институтом социологии с 18 сентября по 4 октября 2012 года. Опрос проводился в 111 населенных пунктах (PSU) во всех областях Украины и в Автономной Республике Крым по квотной выборке, представляющей взрослое население Украины. Всего было опрошено 2043 респондента. Погрешность выборки не превышает 2.2%.

 

Опрос осуществлено при финансовой поддержке программы МАТРА Посольства Нидерландов в Украине.

  • В парламентских выборах готовность принять участие выразили 77% украинцев: 57% - «обязательно» и еще 21% - «скорее всего». По сравнению с августом существенно - на 17% - увеличилось количество избирателей, которые уверены в своем участии в выборах. Готовность принять участие в выборах различна в разных регионах: высшее - в Западном и Центральном регионах, где только 11% и 13% ответили, что не будут участвовать в выборах, ниже - в Южном и Восточном регионах, где собираются участвовать в выборах, соответственно, 24% и 23% граждан.
  • Если бы выборы в Верховную Раду состоялись в конце сентября, 5%-й барьер преодолели бы Партия регионов - 23.3%, Партия «УДАР» Виталия Кличко - 16.0%, ВО «Батькивщина» - 15.1%, Коммунистическая партия Украины - 10.1%. Впервые достигло предела избирательного барьера ВО «Свобода» (5.1%). Существенно возросло число тех, кто не определился с выбором - до 24%, что может быть связано с тем, что избирателям впервые был предъявлен бюллетень в том виде, который будет во время выборов (из 22 партий, со всеми первыми «Пятерками»). По прежнему больше тех, кто не определился с выбором, в Восточном (29%%) и Центральном (29%) регионах, меньше - в Южном (18%) и Западном регионах (19%).  Эти проценты вычислены в отношении тех, кто выразил готовность принять участие в голосовании.
  • Существуют существенные региональные различия в поддержке различных политических сил. Партию «Батькивщина» больше поддерживают в Западном (25%) и Центральном (20%) регионах и значительно меньше - на Юге (7%) и Востоке (4%). Так же и Партия «УДАР» - чем дальше на запад, тем выше поддержка: 24% - в Западном регионе, 18% - в Центральном, 12% - в Южном и 7% - в Восточном. Партия регионов, наоборот, имеет наибольшую поддержку на Юге (41%) и Востоке (36%), а в Центре (15%) и на Западе (7%) эту партию поддерживают меньше. Коммунистическая партия сейчас преодолевает избирательный барьер во всех регионах, кроме Западного (2%): в Центральном регионе она набирает 7.5%, на Юге - 15%, на Востоке - 19%. ВО «Свобода» преодолевает избирательный барьер на Западе (12.%) и впервые - в Центре (5%).     Эти проценты вычислены в отношении тех, кто выразил готовность принять участие в голосовании.
  • Существенные возрастные особенности имеет электорат Коммунистической партии, которая набирает 3% в возрастной группе до 30 лет, 6% - в возрастной группе 30-44 лет, 9% - среди избирателей в возрасте 45-59 лет и 19% - среди тех, кому более 60 лет. Партия «УДАР», напротив, значительно более высокую поддержку имеет среди молодого электората: 27% среди избирателей моложе 30 лет (и здесь она является лидером), 18% в возрастной группе 30-44 лет, 16 - в группе 45-59 лет и только 7% среди избирателей старше 60 лет. «Батькивщину» больше поддерживают избиратели в возрасте 45 лет и старше (18-17%) и несколько меньше - в возрасте 18-29 лет (12%) и 30-44 лет (13%). Эти проценты вычислены в отношении тех, кто выразил готовность принять участие в голосовании.
  • По сравнению с августом выросла уверенность избирателей в своем выборе - 53% избирателей не собираются менять свой выбор (в августе - 43%): 78% избирателей Коммунистической партии (было 67%), 77% избирателей Партии регионов (было 60%), 69% ВО «Батькивщина» (было 59%), 70% ВО «Свобода» (было 49%), 61% партии «УДАР» (было 38%).
  • Главными факторами выбора партии есть программа, идеи, предложения (37%) и лидеры партий (26%). Существуют определенные различия в мотивации голосования за разные политические силы. Так, уже стабильной является решающая ориентация на лидера у избирателей "УДАР» Кличко (67%), однако за последний месяц выросла значимость программы и предложений (41%, в августе - 29%). Интересно, что похожей оказалась мотивация избирателей таких разных партий, как КПУ и ВО «Свобода»: избирателям КПУ больше нравится программа их партии (64%) и то, что эта партия выражает их интересы (50%). Так же считают и избиратели ВО «Свобода»: ориентация на программу (64%) и на то, что партия выражает их интересы (35%). Существенно изменилась мотивация выбора у избирателей ВО «Батькивщина»: в июне явно преобладала ориентация на лидера (51%), в августе такая мотивация еще несколько преобладала (38%), а в сентябре только 12% избирателей этой политической силы ориентировались в своем выборе на лидеров, преобладать стала мотивация на программу и предложения (34%) и на то, что эта партия выражает их интересы (32%). Отличается от остальных мотивация избирателей Партии регионов: 46% ориентируются на программу и предложения этой партии, 25% выбирают ее из-за того, что она имеет шансы на успех, 21% будут голосовать за нее, потому что поступали так  на предыдущих парламентских выборах.
  • Большинство избирателей (61%) голосуют за определенную партию потому, что она им нравится, однако 23% голосуют за определенную партию для того, чтобы к власти не пришли политики противоположного политического лагеря (всего таких избирателей среди сторонников ВО «Батькивщина» - 35%).
  • По сравнению с предыдущими парламентскими выборами 2007 года уменьшилось количество тех, кто в своем выборе ориентируется на «цвета» партий: если в июле 2007 года готовы были поддержать партию из «оранжевого» лагеря 29%, то в сентябре 2012 г. - 20%, за партию с «бело-голубого» лагеря на предыдущих выборах готовы были проголосовать 34%, сейчас - 25%, а вырос процент тех, для кого это разделение не имеет значения (с 19% до 24%) и тех, кто хотел бы проголосовать за партию, которая не принадлежит ни к «оранжевым», ни к «бело-голубых» (с 4% до 16%).
  • Те, кто хотел бы на этих выборах поддержать партию из «оранжевого» лагеря, больше готовы отдать голос за ВО «Батькивщина» (53%), часть - за «УДАР» (14%) и ВО «Свобода» (9%), 14% не определились, какая именно партия соответствует «оранжевому» цвету. Для тех избирателей, которые хотят поддержать партию с «бело-голубого» лагеря, выбор однозначен: Партия регионов (77%) и еще 8% - Коммунистическая партия, не определились 10%. Среди тех, кто хотел бы поддержать партию, которая не принадлежит ни к «оранжевым», ни к «бело-голубых», лидерство имеет партия «УДАР» - среди «нейтралов» за нее готовы проголосовать 33%, 22% - за КПУ, 6% - за ВО «Батькивщина», 2% - за Партию регионов и еще 19% «нейтралов» не определились.
  • При выборе партии наиболее весомой для населения следующая информация: предложения партий по важным для людей проблемам (важно и очень важно для 93% населения), прошлая деятельность партии и ее представителей (важно и очень важно для 82%), с какими партиями эта партия будет объединяться в будущем (важно и очень важно для 80%), состав первой пятерки партии (важно и очень важно для 70%), весь список партии (важно и очень важно для 60%), за власть эта партия или против власти (важно и очень важно для 71%), финансовые декларации кандидатов (важно и очень важно для 54%). Не важна для большинства населения информация о частной жизни кандидатов (важно - для 39%, не важно - для 55%) и сведения, компрометирующие кандидатов в списке (важно - для 40%, не важно - для 51%).
  • Во второй половине сентябре, почти за месяц до дня выборов, знали о том, что половина депутатов будут избираться по мажоритарным округам, 55% тех, кто собирается участвовать в выборах, еще 24% «что-то об этом слышали», а 18% не знали об этом вообще.
  • Среди тех, кто собирается идти на выборы, в конце сентября знали всех кандидатов в округе 6%, многих - 13%, нескольких главных - 31%, только одного, за которого будут голосовать - 11%, не знают никого - 34% тех, кто будет участвовать в выборах.
  • Лишь 12% населения считает, что избирательная кампания в округах ведется очень активно и конкурентно, 27% ответили, активно работает лишь несколько кандидатов, в 12% - в округе активно работает только один кандидат, а 30% считают, что у них в округе никто активно не работает.
  • Уже окончательно определились с голосованием по своему избирательному округу 29% избирателей, еще 17% в общем определились, но их решение не окончательное, а 45% избирателей не определились вообще. Наибольшая степень определенности в голосовании по мажоритарным округам - у избирателей Партии регионов (46% определились окончательно), наименьшая - 6% - среди тех, кто не определился с голосованием за партию.
  • Среди тех, кто определился с голосованием за кандидата по мажоритарному округу, больше весила партийная принадлежность кандидата (32%), еще весомыми факторами были возможность в будущем решать проблемы округа (17%) и личность кандидата (15%). Значительная часть избирателей - 34% - вообще не смогли определить, почему они выбрали того или иного кандидата.
  • Лишь 18% населения отметили, что тот кандидат, за которого они готовы проголосовать, работал на округе уже несколько лет (всего таких оказалось среди избирателей Партии регионов - 32%). Еще 8.5% населения отметили, что выбранный кандидат начал работать на округе с этого года, но до начала избирательной кампании, 12% - с началом избирательной кампании, 12% отметили, что выбранный ими кандидат не работал и не работает в округе, а почти половина населения - 49% - вообще ничего об активности депутатов в округе сказать не смогли.
  • Не будут продавать свой голос на выборах 83% населения (в апреле было 73%). Готовы продать свой голос на выборах 11.5% населения (1.5% - за любую сумму, 5% - если сумма будет устраивать и еще 5% - если заплатит тот кандидат или партия, за которую в любом случае собирались голосовать).В то же время однозначно осуждают продажу голосов 53%, еще 32% вообще относятся к этому негативно, но с пониманием - «всякие у людей бывают ситуации», а 10% относятся к продаже голосов положительно, как к «способу людям кое-что заработать».
  • Те, кто оказался готов продать свой голос за деньги, в большинстве не смогли определить, за какую сумму. Оказалась закономерность зависимости от возраста: чем моложе респонденты, тем больше среди них готовых продать свой голос (16% среди молодых, в возрасте до 30 лет и 8% среди старейших, старше 60 лет) и тем дороже они склонны продать свой голос ( свыше 500 гривен - 32% среди молодых, готовых продать свой голос и 15% среди старших).
  • Почти 10% населения отметили, что на их округах кандидаты раздавали продуктовые пайки и другие подарки. Особенно выделяется столица, где 40% киевлян отметили, что такие «подарки» от кандидатов имели место. Относятся к этому положительно и готовы проголосовать за такого кандидата 5.5% населения (всего среди Партии регионов - 9%), еще 32% относятся к этому нейтрально - помощь примут, но на их голосование это не повлияет, а более половины населения - 53% - относятся к подобной «помощи» негативно, расценивая это как подкуп. Эти избиратели и помощь не возьмут, и за этого кандидата не будут голосовать.

По материалам: dif.org.ua

Добавить комментарий

Комментарии  
#1 Guest 28.10.2012 11:36
8) позор
Цитировать