Новый баланс в Европе
- Опубликовано в Мировые
Чего в действительности хочет Россия? Гарантий о ненападении или права вето на действия своих соседей в сфере обороны? Россия имеет право предлагать новую архитектуру безопасности в Европе, но в то же время Европа и Америка имеют право просить Россию соблюдать обязательства - говорится в редакционном материале британского еженедельника The Economist.
Америка прислушается к призыву России относительно новых структур безопасности в Европе.
Теоретически, российские дипломаты, аккредитованные при НАТО, являются желанными друзьями. Однако реальность мрачнее. Уже более десяти лет представителям России позволяют бродить запутанными помещениями штаб-квартиры в Брюсселе, так же как представителям других "стран-партнеров» - Швеции, Финляндии или Мальты. На практике, как утверждает один дипломат, всем известно, что «вся русская миссия состоит из шпионов». Поэтому и ведутся игры в кота и мышь, которые варьируются от серьезных (в феврале эстонского работника приговорили к 12 годам заключения за продажу секретов НАТО России) до комических (на входе в помещение, где проводятся встречи полноценных членов НАТО, поставили охранников после того, как выяснилось, что представители из России прячут свои именные бейджи и тайком проникают внутрь).
Отношения России с Европейским Союзом почти столь же непонятны. Обе стороны имеют множество общих интересов - ЕС покупает более половины всего российского экспорта и обеспечивает две трети прямых иностранных инвестиций в Россию. Однако их отношения полны мрачного равнодушия. Достижениями саммита между президентом Дмитрием Медведевым и лидерами Европейского Союза, состоявшемся 18 ноября, стали лишь несколько технических договоренностей, хотя обеим сторонам было о чем поговорить - и не в последнюю очередь о поставках газа и намеренное затягивание с российской стороны в вопросе противодействия изменениям климата.
По предположению дипломатов, отчасти проблема в том, что интерес Кремля в Европе уменьшился после нынешней «перезагрузки» отношений с Америкой. Однако в действительности имеет место нечто большее. С конца «холодной войны» на европейскую и американскую политику в отношении России всегда ложилась тень расширения - сначала расширение НАТО, а затем и ЕС далеко вглубь бывшего советского блока. Это встревожило Россию и привлекло ее внимание.
В 2007 году тогдашний президент России Владимир Путин назвал расширение НАТО «серьезной провокацией». Российские чиновники утверждают (хотя с их мнениями можно поспорить) - в конце «холодной войны» их уверяли, будто иностранные силы не будут базироваться в бывших коммунистических государствах. Особенно Кремль разозлился из-за того, что саммит лидеров альянса в апреле 2008 года в Бухаресте пришел к согласию, что Украина и Грузия однажды «станут членами НАТО». Через несколько дней после конфликта в Грузии в августе 2008-го высокопоставленный немецкий дипломат без колебаний назвал его «войной за расширение».
Теперь расширение значительно замедлились, и между Европой, Россией и Америкой может возникнуть новое равновесие. В течение прошлого года Россия нечетко, но убедительно говорила о создании новой «архитектуры европейской безопасности». Многим это показалось попыткой свергнуть НАТО. Однако сейчас Америка, похоже, прислушивается - хотя бы для того, чтобы услышать, чего хочет Россия. Администрация Обамы в частном порядке одобрила новую инициативу американского мозгового центра «Фонд Карнеги за международный мир»: он пригласит группу влиятельных российских, европейских и американских политиков и дипломатов на пенсии поразмышлять над «универсальной системой евроатлантической безопасности», которая могла бы удовлетворить требования России.
Неизвестно, что это будет означать на практике. Высокопоставленные россияне говорят о «обязательной юридической силе» гарантий безопасности для их страны или об органе в Европе вроде Совета Безопасности ООН, где будет иметь место Россия. Они предлагают обнародовать соглашение относительно безопасности в следующем году. Политически она обречена. Один восточноевропейский министр иностранных дел уверен: если Россия хочет гарантий, что НАТО никогда на нее не нападет, то это «можно подписать и скрепить печатью, ибо мы не имеем никакого намерения на них нападать»; однако если Россия хочет права вето на оборонные меры своих соседей, такие как размещение американских баз или систем ПРО, то это уже переход границ.
В любом случае непонятно, как далеко может зайти эта дискуссия, пока не обнажились глубокие расхождения Европы относительно России. Одно из преимуществ статьи 5 Устава альянса, обещание о коллективной обороне, которая является основой НАТО, - в том, что в ней не говорится о потенциальных источниках опасности для членов альянса. Для новых членов экс-коммунистического блока Статья 5 - главным образом гарантия против России. Для Германии или Франции атака России немыслима, а размытость обещания улаживает это различие. Дискуссия о юридически обязательных гарантиях России, даже гарантиях о ненападении, вызвала бы риск вывода на поверхность этих различий между союзниками.
На самом деле, как утверждают европейские дипломаты, россияне уже получили большинство из того, что хотели. Большой целью русских было приостановить расширение НАТО и предотвратить американским планам по размещению противоракетного радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше. Теперь Америка говорит, что первая часть системы будет размещена на кораблях в море, радар будет ближе к Ирану. А членство в НАТО Украины и Грузии - отдаленная перспектива.
Почти тоже касается и расширения ЕС. Российские лидеры недовольны «Восточным партнерством» ЕС с шестью странами, которых Россия считает частью своей сферы влияния: Азербайджаном, Беларусью, Арменией, Грузией, Молдовой и Украиной. Однако Европа не стремится в эти сферы влияния. Партнерство - это подачка странам, которые ЕС не хочет принимать в полноценные члены (и в итоге - может, и не окажет на них никакого влияния).
Через двадцать лет после «холодной войны», когда для Америки прошел «однополюсный» период, Европа входит в новую фазу своей безопасности. Нужно избавиться от некоторых иллюзий: начиная с того, что Европа, Америка и Россия - это друзья, имеющие общие ценности. Однако они не должны быть и врагами (например, несмотря на шпионаж), присутствие россиян в НАТО вполне целесообразно. Россия имеет право предлагать новые правила сосуществования. В то же время Европа и Америка имеют право просить Россию соблюдать обязательства, в частности относительно верховенства права. Россия в ближайшем времени не будет гарантом безопасности Европы. Пока что эту роль может надежно играть только Америка.