Месяц власти Януковича: неокучмизм в действии
- Опубликовано в Аналитика
Главная тенденция первого месяца президентства Януковича: в стране активно строится новый политический режим, считает политолог Владимир Фесенко.
Что это за режим? Де-юре страна остается парламентско-президентской республикой, де-факто превращается в президентско-парламентскую систему. Более того, есть немало признаков формирования режима личной власти Виктора Януковича. Именно он становится центром новой власти. Поэтому неудивительно, что полушутя отдельные политики и эксперты называют новую власть режимом «Большого босса», или «режимом главного начальника страны». И это оправдано, ведь сейчас все хорошо понимают, кто главный, к кому надо обращаться, чтобы решить ту или иную проблему, кто влияет или хочет влиять почти на все.
Вместе с тем, этот объективный разрыв между юридической формой и политическим содержанием в будущем может стать проблемой для президента. Сегодня Янукович работает в благоприятных условиях: есть лояльное парламентское большинство, а главное - полностью подконтрольно правительство. Но будет ли так всегда?
В кулуарных беседах представители новой власти говорят: «Мы пришли всерьез и надолго. Даже не на 5 лет». У Ющенко также говорили, что на 10, но не получилось.
Нынешняя ситуация с коммунистами - это первый звоночек. Правда, в данном случае идет о «кадровом шантаже». Между тем, действия коммунистов откровенно раздражают и Януковича, и его соратников, поэтому не исключаю, что в будущем они попытаются сформировать более устойчивое большинство за счет НУНС, или отдельных депутатов. Пока у президента не очень склонны заниматься парламентскими проблемами, а это может создать дополнительные неудобства в будущем.
Так или иначе, судьба парламентского большинства остается под вопросом. Юридическая сторона вопроса связана с решением Конституционного Суда. Пока рано делать выводы, каким оно будет, но есть основания ожидать казуистического решения, где не будет однозначного ответа «да» или «нет». Это даст возможность новой команде работать дальше: не коалиции - она сделала свое дело - а, прежде всего, правительству.
В такой ситуации у президента и его ближайшего окружения может возникнуть соблазн юридически оформить новый режим, то есть де-юре превратить Украину в президентско-парламентскую республику. Есть разные пути, как это можно сделать.
Первый, можно провести конституционную реформу, что достаточно сложно при нынешнем составе Верховной Рады.
Второй путь - отменить конституционную реформу через Конституционный Суд. Намеки на такой сценарий новый президент уже дал.
В общем, формирование нового политического режима будет выглядеть как «неокучмистская реставрация». И очень символичным является изменение названия офиса президента из Секретариата на Администрацию. То же самое - кадровая политика, которая фактически превратилась в «революцию».
К примеру, более половины членов Кабмина сформировались как политические деятели и получили наивысшие должности именно при Кучме. Кадровое ядро новой власти донецкое по происхождению, но кучмовское по воспитанию.
Примечательно также, что на руководящие должности назначаются хозяйственники. Почти нет людей, которых можно было бы назвать потенциальными реформаторами. На эту роль сейчас претендуют только Тигипко и Акимова. Остальные - консерваторы. Это может стать определенным тормозом на пути заявленных реформ. Одновременно, в кадровой политике новый президент никому не отдает контрольный пакет, самостоятельно модерируя распределение должностей.
Учитывая первый месяц у власти, Янукович не становится вторым Ющенко, как ожидалось и прогнозировалось. Он не является слабым президентом. Он достаточно активный президент, и в кадровой политике это проявляется больше всего. Говорят, даже работники Администрации Президента недовольны, поскольку за Ющенко жилось более комфортно. А сейчас Янукович и сам достаточно упорно работает. Заметно, что ему это очень нравится, он соскучился по власти, по активной работой, и сейчас наверстывает упущенное.
Однако, нельзя не заметить сходство Виктора Федоровича с Леонидом Даниловичем, особенно если учесть первые политические заявления по поводу приоритетов развития государства. В них прослеживается прямая аналогия между Януковичем 2010 и Кучмой 94, и частично с Кучмою 99. И главный вопрос: будет ли копия лучше оригинала?