Войти

Отмена политреформы: эксперты о решении КСУ

Отмена политреформы: эксперты о решении КСУПолитреформа-2004 отменена. Конституционный Суд Украины признал незаконными изменения в Конституцию, внесенные в декабре 2004 года, которые ограничивали полномочия президента и провозглашали Украину парламентско-президентской республикой.
При этом судьи пошли дальше констатации незаконности изменений, внесенных в 2004 году. КСУ вернул действие старой Конституции образца 1996 года. Украина снова становится президентско-парламентской республикой, а президент Виктор Янукович возвращает себе полномочия экс-президента Леонида Кучмы.

Решение Конституционного Суда объявил в пятницу глава КСУ Анатолий Головин. Согласно документу, закон № 2222-IV о внесении изменений в Конституцию от 8 декабря 2004 признается неконституционным - «в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия. Этот закон - как решили судьи - с сегодняшнего дня теряет свою силу. КСУ обязал также органы государственной власти привести нормативно-правовые акты «в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 в редакции, существовавшей до внесения в нее изменений Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 № 2222-IV».
Решение Конституционного суда является обязательным, окончательным и не может быть обжаловано. Документ подписали все 18 судей КСУ. Особое мнение, как сообщают некоторые СМИ, высказал судья Шишкин.
Президент Виктор Янукович приветствовал решение Конституционного суда. Об этом он заявил в своем обращении к народу в пятницу. «Мы вернули Конституцию, которую Европа и мир признали как одну из лучших», - сказал глава государства. Он также назвал поправки, внесенные в политреформу - 2004, «причинами сплошных конфликтов во власти». «Сегодня Конституционный Суд отменил поправки 2004 года. Как гарант Конституции, я выполню это решение, как выполнил бы любое другое», - заверил он.
Янукович также пообещал новые действия «по усовершенствованию Конституции», и пообещал, что поддерживает идею референдума и Национальной конституционной ассамблеи.
Зато оппозиция встретила решение КСУ сокрушительной критикой. «Украинское ГКЧП» назвала этот судебный вердикт лидер БЮТ Юлия Тимошенко. «Председатель Конституционного Суда, макеевский марионетка сегодня зачитал решение о начале украинского ГКЧП», - заявила Тимошенко. Оппозиционерка отметила также, что судьи своим решением предоставили президенту, парламенту, правительству полномочия, которые те не получали на выборах, и призвала к полной «перезагрузке» в обществе - досрочных президентских и парламентских выборов.
Решение, принятое судьями по представлению 252 депутатов правящей коалиции, стало шоком и для многих украинских экспертов. Своими мыслями о его возможных последствиях в интервью делятся профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, директор Международного института демократии Сергей Таран, директор социологической службы  «Украинский барометр» Виктор Небоженко.

Алексей Гарань: «В Украине завершается формирование авторитарного режима»
«Я думаю, после сегодняшнего решения Конституционного Суда вполне можно говорить об узурпации власти. Юристы также говорят, что Конституционный Суд полностью вышел за пределы своих полномочий. Конституционный Суд сделал даже больше, чем его формально просили. Ведь большинство экспертов все же исходили из того, что КСУ скажет: да, были нарушения процедуры, но дальше поставит точку. То есть суд мог бы порекомендовать внести изменения в Конституцию, но не более. Вместо этого суд постановил, что сейчас должна действовать старая редакция Конституции. И это свидетельствует о том, что в Украине даже не начинается, а завершается формирование авторитарного режима. Это суровая реальность, но она такая есть.
О последствиях. Проблема в том, что власть действует очень цинично. Эта власть игнорирует все на свете: она игнорирует закон, она игнорирует мораль. Поэтому я не думаю, что власть пойдет на «перезагрузку» и перевыборы, как того требует оппозиция. Если бы можно было продемонстрировать протест и вывести десятки тысяч людей на улицы - тогда можно было бы иначе общаться. А так они исходят из того, что они могут делать все, что угодно, и все сойдет с рук.
Я думаю, что рано или поздно общество все-таки самоорганизуется и  выскажется по этому поводу. Хотя в действительности это надо было делать даже не сейчас, а еще тогда, когда формировалось правительство и был принят закон о «тушках». Когда этот закон лежал на подписи у Януковича - вот тогда уже надо было, чтобы под администрацией стояли десятки тысяч людей. Тогда бы это могло сдержать узурпаторов власти, а так они чувствуют себя безнаказанными».

Сергей Таран: «Речь идет не о переходе к президентской республике, а скорее о переходе к квази-монархии»
«Это решение суда чисто политическое. Судебная власть в Украине всегда служила исключительно политическим потребностям. А сейчас Конституционный суд находится под полным контролем Партии регионов, которая таки решила переформатировать Конституцию под себя.
Есть, безусловно, очень печальные последствия этого решения. Первое - это то, что под сомнение ставится не просто законодательные акты, а вообще легитимность украинской власти, причем всех ее ветвей. И как из этой ситуации выходить, остается непонятным.
Второе - очевидно, что после решения КСУ должны быть какие-то соответствующие решения в парламенте. Но в парламенте, чтобы провести такое решение, нужно не менее 300 голосов.
И третье - становится совершенно ясно, что эти решения под реформы, они не под намерения Партии регионов воплощать какие реформы в Украине, а является скорее под переформатирование власти. Ведь чтобы власть эффективно воплощала любые реформы, нужны эффективные механизмы контроля над деятельностью президента, в частности, механизм импичмента. Но есть большой вопросом, что такой механизм будет действовать. Поэтому речь идет скорее не о переходе к президентской республике, а о переходе к квази-монархии, в которой нет контроля над основным фигурантом власти, над ключевым лицом в стране».

Виктор Небоженко: «Судьи КСУ не до конца поняли, что они натворили»
«На самом деле Конституционный Суд принял решение, которое с легкостью отменит любой другой Конституционный Суд и даже Верховная Рада. Потому что в Конституции Украины четко записано, что единственным источником власти в стране является народ и его представитель - законодательный орган Верховная Рада. Там не написано, что высшим законодательным органом страны является Конституционный Суд.
А то, что его решения имеют необратимый характер, никак не касается того, что он имеет право только интерпретировать и требовать от Верховной Рады изменения норм Конституции. Но ни в коем случае не менять сам.
И поэтому я думаю, что Конституционный Суд вышел за пределы Конституции. Или даже не так - Конституционный Суд настолько расширил поле конституционной интерпретации, я не удивлюсь, если завтра глава администрации президента будет выдавать законы, имеющие силу постановлений Верховной Рады.
Действительно, этим решением очень сильно дестабилизировали конституционное пространство Украины. И скорее всего, члены Конституционного Суда не до конца поняли, что они натворили.
Что касается правящей политической группы во главе с президентом, то они, наверное, решили действовать «малой кровью». Конечно, намного проще «нагнуть» 18 членов Конституционного Суда, чем заставить на двух сессиях голосовать 300 народных депутатов в пользу отказа от их собственных полномочий. Парламент теперь становится неким дополнительным органом.
И если общество и оппозиция не найдет в себе силы вернуть все это в рамки обсуждения и законодательного оформления в Верховной Раде, тогда мы получим сильную президентскую республику, где власть переходит от Конституционного Суда до президента Януковича но, скорее всего, попадает в руки к администрации президента . И глава администрации становится реальным вице-президентом страны. А Верховная Рада превращается в филиал президентской администрации. То есть это не возврат к эпохе Кучмы, потому что Кучма имел критически настроенный к нему парламент. Об этом все забывают. А в данном случае мы имеем полностью подконтрольные силовые структуры, прокуратуру, Кабинет министров, мощный прообраз КПСС - Партию регионов и тотальное большинство в Верховной раде. В такой ситуации получение полномочий образца 1996 года говорит о невероятной концентрации власти. И, честно говоря, впечатление такое, будто Украина готовится к войне - а надо бы к реформам».

Добавить комментарий