Верховная Рада приняла новый закон о Кабмине
- Опубликовано в Верховная Рада
Депутаты одним выстрелом убили сразу всех зайцев. Одним нажатием на кнопки Верховная Рада приняла новый закон «О Кабинете Министров Украины» и внесла изменения в еще 32 закона.
За поданный правительством «пакет», что приводит массив законодательства в соответствие с Конституцией образца 1996 года, проголосовали 252 народных избранника. Законы приняли сразу в целом, не дав возможности желающим депутатам внести свои предложения. Представители оппозиционных фракций, с протестами которых никто не считался, во время голосования выкрикивали «Хунта!
Новый закон о Кабмине возвращает главе государства бывший контроль над правительством. Как записано в документе, премьер-министр назначается президентом с согласия более половины от конституционного состава Рады. Правительство может быть отправлено в отставку в результате принятия такого решения Президентом.
Среди принятых изменений, которые «подгоняют» законы под «новую старую» Конституцию, предусмотрено также усиление влияния главы государства на силовые структуры.
Служба безопасности Украины отныне подчинена президенту. Ранее ведомство было подконтрольным еще и Верховной Раде.
Главу СБУ, по новому закону, назначает и увольняет президент. Ранее, по представлению главы государства, главу СБУ мог назначить парламент.
Освободить Генерального прокурора президент отныне так же может единолично. Ранее на увольнение требовалось согласие парламента.
Среди прочего, президенту отдали также право назначать глав госадминистраций. До сих пор глава государства назначал их по представлению Кабмина.
Эти и другие многочисленные изменения, по словам властей, сделанные для приведения законов в соответствие с Конституцией после отмены политреформы 2004 года и возвращают страну к «дореформенному» статус-кво. Зато оппозиция заявила о том, что новые законы наделяют президента Януковича даже большими полномочиями, чем те, которые имел президент Кучма.
Такое мнение, в частности, выразил народный депутат от НУНС Анатолий Гриценко. По его словам, новый закон содержит десятки положений, которые не вытекают из Конституции 1996 года и ведут к небывалой концентрации власти в руках президента. Как предостерег другой представитель оппозиции, заместитель спикера бютовец Николай Томенко, «парламент отныне вообще ничего не решает и ни на что не влияет». А народный депутат Роман Зварыч с трибуны Верховной Рады заявил о «превращении этого зала на кладбище украинского парламента, на кладбище украинской демократии».
Действительно произошло расширение полномочий президента даже по сравнению с Конституцией 1996 года? По мнению эксперта Лаборатории законодательных инициатив Дениса Ковриженко, «дореформенное» правовое поле ничем особо не отличается от того, отраженного в новом Законе о Кабмине. Как сказал эксперт: «Ситуация проясняется тем, что во времена Кучмы вообще не было никакого закона о Кабмине. Существовали, скажем, определенные негласные - на уровне указов президента - принципы взаимодействия между президентом и Кабинетом Министров. Например, положение об администрации президента тогда определяло, что администрация имеет право давать поручения Кабмину. Т.е. регулировались те вопросы, которые Конституцией на тот момент не фиксировались. Сейчас, фактически, закрепили ту практику, которая существовала во времена Кучмы, - просто ее запечатлели не только в подзаконных актах, а и в законе.
В принципе, по Конституции 1996 года, правительство автоматически сильно зависит от президента. Потому что несет перед ним ответственность, есть ему подконтрольное и подотчетное; президент утверждает положения о министерствах и других центральных органах исполнительной власти; может изменять структуру системы исполнительной власти, давать поручения правительству и т.д. То есть, в принципе, говорить о том, что утвержденный закон ухудшает место правительства по сравнению с тем, которое он занимал во времена президентства Леонида Даниловича, я думаю, не стоит. Скорее всего, это просто отражение в законе той практики, которая существовала в то время - то есть до введения в действие конституционной реформы 2004 года.
То есть сейчас мы вернулись к той практике взаимоотношений между правительством и президентом, которая существовал между 1996 и 2004 годом. И все нормы, которые существовали в то время, просто зафиксировали в законе. Сегодня президент не только де-факто, но и де-юре стал руководителем исполнительной власти», - отметил Денис Ковриженко.
Зато по мнению профессора политологии Киево-Могилянской академии Алексея Гараня, ныне действующий президент таки получил больше полномочий, чем Кучма по Конституции 1996 года: «По моему мнению, все-таки речь идет о расширении полномочий по сравнению с тем, какие имел Кучма. Дело в том, что даже если мы возвращаемся к Конституции 1996 года, то все равно некоторые конституционные положения затем вскрываются в законах. Вот, скажем, освобождение Генерального прокурора. В Конституции написано, что президент увольняет Генерального прокурора. В законе уточнено, на каких основаниях это происходит. Так вот, нынешний Закон о Кабмине, нынешняя редакция, расширяет права президента Януковича по сравнению с теми полномочиями, которые имел Кучма. То есть не только по Конституции, но и исходя из тех законов, которые действовали на то время», - считает Гарань.
По мнению эксперта, правящая Партия регионов и Янукович лично выбрали путь максимальной концентрации власти. «Но хотя сейчас мы говорим о становлении авторитаризма, авторитарной модели, при этом мы не должны забывать, что Кучме это не удалось сделать! Даже с той редакцией Конституции, которая действовала. Т.е. если будет сопротивление, если будет сильная оппозиция, то все равно президенту Януковичу придется считаться с тем, кто есть в парламенте, считаться с ситуацией на местах. То есть, условно говоря, если в районе или в области выиграет оппозиция, то с этим ничего не сделаешь, придется считаться. То же касается парламентских выборов. Другое дело - что, конечно, имея этот набор властных полномочий, которые были у Кучмы по Конституции 1996 года, Янукович получает больше возможностей для того, чтобы непосредственно влиять на силовые органы», - сказал эксперт.