Предвыборная активность в регионах
- Опубликовано в Аналитика
Внеочередные выборы народных депутатов Украины интенсифицировали процессы партийного переформатирования, образование предвыборных союзов и изменения в руководящем составе политических сил. Выдвижение кандидатов в народные депутаты Украины началось еще 28 августа, но по состоянию на 10 сентября ЦИК еще не зарегистрировал ни одного избирательного списка кандидатов политических партий. Неспешность партий объясняется динамическими сроками внеочередной кампании и долговременными политическими трансформациями после президентских выборов 2014.
В аспекте официальной регистрации активными оказались кандидаты-самовыдвиженцы. В одномандатных избирательных округах зарегистрировано 69 кандидатов, среди которых только один человек является выдвиженцем партии. В соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины», предвыборная агитация кандидата начинается на следующий день с принятия ЦИК решения о его регистрации. Таким образом, на текущий момент только зарегистрированные в одномандатных избирательных округах кандидаты начали официальную агитационную кампанию.
Несмотря на отсутствие официального статуса субъекта избирательного процесса, политические партии де-факто начали предвыборную агитацию. Как свидетельствуют данные наблюдателей ОПОРЫ, агитационная активность партий в разных регионах не является равномерной. Это зависит от сформированности избирательных штабов, согласованности интересов местных политических групп на участие в избирательной кампании.
Высокой активностью характеризуются агитационные кампании партий в Кировоградской, Херсонской, Запорожской, Одесской и Житомирской областях. В этих регионах проявления предвыборной кампании присутствуют в большинстве округов, одна или более партий прибегают к различным формам агитации. В регионах с интенсивным стартом агитационной кампании наиболее активными являются партия «Сильная Украина» (Запорожская, Житомирская обл.), ВО «Батькивщина» (Херсонская, Одесская обл.). В Кировоградской области активно начала кампанию Партия развития Украины.
В Винницкой, Киевской, Харьковской, Хмельницкой, Черниговской, Черновицкой, Днепропетровской, Донецкой областях,. Киев и других регионах предвыборная агитация разворачивается достаточно вяло. Признаки старта кампании имеются лишь в отдельных округах этих регионов.
Наблюдатели ОПОРЫ отмечают, что предвыборную агитацию в тех или иных формах и с разной интенсивностью в стране в целом начали 10 партий: ВО «Батькивщина», партия «Блок Петра Порошенко», Радикальная партия Олега Ляшко, «УДАР», ВО «Свобода», «Сильная Украина», партия развития Украины, «Гражданская позиция», Блок левых сил, партия «Самопомощь». В отдельных регионах проявляют активность партии «Справедливость» (Черновицкая обл.), «Справедливая Украина» (Днепропетровская обл.), Партия Натальи Королевской «Украина - вперед» (Донецк обл.), Всеукраинское аграрное объединение «Заступ» (Житомирская обл.).
По данным ОПОРЫ, абсолютное большинство партий на текущий момент прибегают к наружной рекламе (билборды, ситилайты, плакаты и т.д.), что объясняется намерениями политических сил проинформировать избирателей о своих намерениях баллотироваться в украинский парламент. В отдельных регионах уже появилась медийная реклама партий (публикации, сообщения, выступления, сюжеты в СМИ) - Кировоградская обл.
Зарегистрированные или потенциальные кандидаты-мажоритарщики от партий «Блок Петра Порошенко», «УДАР», ВО «Батькивщина», ВО «Свобода», Партии регионов, Партии развития Украины, Радикальной партии Олега Ляшко, «Сильной Украины», «Гражданской позиции», партии «Самопомощь» уже начали агитацию в свою пользу. К примеру, развернули агитацию Виталий Грушевский (ИО № 101, Кировоградская обл., Партия регионов), Андрей Путилов (ИО № 183, Херсонская обл., «УДАР»), Андрей Гамов (г. Запорожье, «Сильная Украина»), Иван Васюник (ИО № 117, Львовская обл., ВО «Батькивщина»), Сергей Каплин (ИО № 144, Полтавская обл., «УДАР»), Дмитрий Святаш (ИО № 170, Харьковская обл., Партия регионов), Игорь Сябий (ИО № 189, Хмельницкая обл., ВО «Свобода»), Владислав Антрошенко (ИО № 206, Черниговская обл., партия «Блок Петра Порошенко»), Юрий Левченко (ИО № 223, г.. Киев, ВО «Свобода») и другие.
В большинстве округов страны предвыборную агитацию начали зарегистрированные или потенциальные кандидаты-самовыдвиженцы. В частности, в ИО № 102 (Кировоградская обл.) проявляет активность бывший секретарь Киевского городского совета Олесь Довгий, ИО № 16 (Винницкая обл.) - бывший член фракции КПУ в парламенте, народный депутат Украины Оксана Калетник, ИО № 98 (Киевская обл. ) - народный депутат Украины Сергей Мищенко, ИО № 135 (Одесская обл.) - народный депутат Украины Сергей Кивалов, ИО № 66 (Житомирская обл.) - Виталий Журавский и другие.
После официальной регистрации избирательных списков политических партий и кандидатов в одномандатных избирательных округах их предвыборная агитация подпадает под ряд законодательных ограничений. В частности, предвыборная агитация или предоставление избирателям, заведениям, учреждениям, организациям, а также избирательным комиссиям и их членам средств или безвозмездно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей, сопровождающееся призывами или предложениями голосовать за или не голосовать за определенную политическую партию или кандидата в народные депутаты Украины или упоминанием названия партии или имени кандидата, законодательство признает косвенным подкупом избирателей. Запрещается использование помещений органов государственной власти и органов местного самоуправления для проведения предвыборной агитации за счет средств избирательных фондов партий, кандидатов в депутаты в одномандатном округе, размещение агитационных материалов и политической рекламы на зданиях органов власти и в транспортных средствах и т.п..
Как показывает опыт парламентских выборов 2012, пропорционально-мажоритарная избирательная система способствует распылению общественного внимания и потенциала общественного контроля за субъектами избирательного процесса между локальными кампаниями в округах. Это создает потенциальные условия для злоупотреблений со стороны кандидатов, использования на отдельных территориях подкупа избирателей, административного ресурса и других недобросовестных технологий. В связи с этим обстоятельством, правоохранительные органы должны продемонстрировать новые стандарты реагирования на нарушения избирательного законодательства, способствовать общественному и международному признанию результатов голосования.