Войти

Выборы. Состоится ли реванш регионалов?

С приближением дня парламентских выборов лидеры политических сил, тем или иным способом причастных к Майдану, и кандидаты в депутаты от этих сил становятся все более активными и самоуверенными - мол, мы победим и обеспечим демократическое и европейское развитие Украины. Мол, благодаря голосованию состоится люстрация (Петр Порошенко: «Выборы - лучшая форма люстрации»), новый состав Верховной Рады будет активно работать для воплощения программы президентских реформ, а бывшие регионалы и Ко играть роль лояльной оппозиции, что продемонстрирует Европе и Америке демократизм действующей власти. Если и не все, то большинство «сил Майдана» в целом разделяет эту позицию.

Выборы. Состоится ли реванш регионалов?


А заодно стоит взглянуть на рекламу Оппозиционного блока, чтобы понять - не все так просто. Ведь эта избирательная реклама доказывает, что никакой «лояльной оппозицией» команда, сформированная из олигархов, защитников Ленина, коррупционеров и кремлевской агентуры никогда не станет: «Власть угрожает жизни простых граждан Украины! Восстановим! Защитим». Речь идет о силах реванша, которые не скрывают своей цели: восстановление в стране уголовно-тоталитарной диктатуры. Ну, а методы политического действия - традиционные: подкуп продовольственными пайками и деньгами «простых граждан», то есть избирателей, дезинформация и запугивание населения, «антифашизм» под сталинскими лозунгами и т.д.

«Партии Майдана» будут воевать друг против друга?

Другими словами, силы реванша настроены весьма серьезно, их финансируют и входят в число кандидатов от них персонажи с миллиардными доходами; главную ставку эти силы оказывают на мажоритарные округа - там значительно легче «очаровать» избирателей, как пустыми обещаниями, так и «подарками» от кандидатов и «благотворительных фондов», не жалея для этого ресурсов и на преодоление пятипроцентного барьера в общенациональном округе.

Между тем, ведущие политические силы, связанные с Майданом, ведут в этих округах очень рискованную, если не сказать больше, игру. Точнее, игры – потому как тактика и стратегия у них ощутимо разная. Скажем, «Гражданская позиция» выдвинула лишь 10 кандидатов-мажоритарщиков, мотивированно сделав ставку на список в общенациональном округе. «Свобода» своих кандидатов в 46 округах. Зато «Народный фронт» выдвинул своих кандидатов в большинстве мажоритарных округов, «Батькивщина», Блок Петра Порошенко и Радикальная партия поступили так же (в целом выборы проводятся в 213 из номинально существующих 225 избирательных округов). При этом согласование кандидатов осуществили только Блок Петра Порошенко и «Свобода». «Гражданская позиция», вероятно, также де-факто не станет конкурентом другим политическим силам в мажоритарных округах. Это означает, что электорат, который не хочет возврата к старому и настроен против регионалов, коммунистов и пророссийских олигархов, окажется «размазанным» между тремя-четырьмя, а то и пятью (ведь в 19 округах выдвиженцы «Свободы» и Блока Порошенко пересекаются ) кандидатами. Поэтому оппоненты Майдана смогут выиграть выборы в мажоритарном округе, набрав 22-25% голосов.

Вдобавок, эксперты считают, что между Блоком Петра Порошенко и рядом действующих депутатов и политиков (регионалов и связанных с ними) существуют определенные договоренности. Ведь не имеют оппонентов со стороны президентской партии Олесь Довгий, Оксана Калетник, Владимир Литвин, Виталий Хомутынник, Александр Фельдман, Александр Герега и некоторые другие, менее известные, но не менее интересные персонажи. Эти и другие подобные факты дают основания журналистам утверждать: «Блок Порошенко» подарил мажоритарные округа Балоге, Литвину и Довгому.

При таких обстоятельствах резко возрастают возможности прохождения в Верховную Раду значительного числа «самовыдвиженцев», которые до февраля-марта были членами Партии регионов и КПУ. Ведь только в 62 округах баллотируются кандидаты, которые в 2012 году победили там и получили депутатство в результате выдвижения и поддержки со стороны Партии регионов. Реально же бывших и нынешних регионалов (впрочем, бывают ли они бывшими?) идет в Раду не меньше, чем 180-200. К этому следует добавить несколько десятков (сколько точно - неизвестно) кандидатов, которые напрямую представляют кремлевские интересы в Украине и имеют вследствие этого очень неплохие финансовые и организационные ресурсы.

Исправить те ошибки, которые еще можно исправить

Главной бедой, как по мне, сегодня является убежденность президента и его окружения, что они уже выиграли парламентские выборы. Блок Порошенко уже видит себя в роли «партии власти», причем если не единоличной, то в коалиции только с одним-двумя «младшими партнерами». Поэтому можно отдать десяток округов на откуп «нужным людям», поэтому можно поиграть в «люстрацию через голосование» и в «толерантность к оппозиции». Так, данные опросов свидетельствуют о безоговорочном лидерстве Блока - скажем, центр «Социальный мониторинг» дает ему почти 40%. Но это среди тех, кто придет на выборы и кто определился с тем, за кого именно голосовать. А если ситуация в стране резко изменится? Масштабные теракты, кровавые провокации, приход сильных холодов, когда еще не включено отопление, - форс-мажорных ситуаций может быть немало. И тогда рейтинг партии, которая однозначно ассоциируется с действующей властью, может упасть чуть ли не наполовину.

Вспомним теракты, совершенные исламистами в Мадриде 11 марта 2004, когда погибло около 200 человек и были ранены более 2000: они произошли за три дня до парламентских выборов и принесли победу тогдашним аутсайдерам - социалистам, стремившихся прекратить участие страны в борьбе с международным терроризмом. Вот и сейчас: 63% опрошенных «Социальным мониторингом» за то, чтобы сохранить перемирие на Донбассе любой ценой. Такие настроения, кстати, последние полтора месяца активно культивируют сам президент и его команда. Скажем, представляя Александра Кихтенко в качестве нового председателя Донецкой областной госадминистрации, Петр Порошенко отметил: «« Мир и порядок - это та задача, которую я ставлю перед новым губернатором, генералом Кихтенко ». А как же территориальная целостность Украины? Неужели она отошла на второй план? Так или иначе, пацифистские настроения большинства украинцев - это взрывчатка, подложенная под парламентские выборы не в последнюю очередь руками президентской команды и ее советников.

Я уже не говорю о том, что если бы во второй половине 1940-х в Норвегии до выборов была допущена коллаборационистская «Национальное единство», во Франции - такая же Французская народная партия, а в Западной Германии - НСДАП, то сейчас Европа была бы совсем другой , не демократической и не экономически успешной. Более того не случайно в освобожденной от нацизма Западной Европе после 1945 года парламентские выборы проходили по партийным спискам, без «независимых» кандидатов, поскольку последние были бы прежде всего сторонниками Гитлера. Поэтому «люстрация через выборы» - крайне неудачная и неконструктивная идея, особенно в условиях российской агрессии и поддержки извне антиукраинских сил и действий.

Впрочем, еще существует - по крайней мере, теоретически - возможность обезопасить Украину от фактического реванша антиевропейских неототалитарных сил. Для этого следует определить единых кандидатов в мажоритарных округах от всех «сознательных» политических сил Майдана. Тогда такие кандидаты - в противостоянии с силами реванша – будут иметь хорошие шансы даже в части округов Донецкой и Луганской областей. К этому призывает, скажем, Юлия Тимошенко («Единый кандидат от всех демократических сил - это прекрасный ход и я готова как лидер партии, в том числе, объединившись со всеми демократическими силами, поддержать это»). Но не является ли это заявление только предвыборной риторикой? Так же, как и аналогичные заявления лидеров «Свободы», «Гражданской позиции» и «Народного фронта»?

Так или иначе, регионалы и иже с ними, конечно, не возьмут большинство, но способны при определенных обстоятельствах завоевать не менее 150-160 мест в Раде. А это значит, что на стороне президента и более или менее прогрессивных сил не будет конституционного большинства парламента, а целый ряд комитетов окажется в руках агентуры Кремля. И что правительственное большинство придется создавать из всех, кто не будет регионалами или коммунистами. Или кто то из президентского окружения как раз и мечтает создать новое правительство без «партий Майдана», совместно со спешно перекрашенной частью регионалов?

Сергей Грабовский - кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Добавить комментарий