Кандидаты получили равные возможности доступа к эфиру
- Опубликовано в Аналитика
Количество скрытой политической рекламы на телевидении по сравнению с предвыборной кампанией 2012 года существенно снизилось, а кандидаты получили равные возможности доступа к эфиру.
Вчера председатель комитета «Равенство возможностей» Александр Чекмышев и глава правления общественной организации «Телекритика» Наталья Лигачева представили результаты мониторингов СМИ, проведенных их организациями в контексте избирательной кампании.
В комитете «Равенство возможностей» проанализировали телевизионный контент на тему выборов восьми общенациональных телеканалов за период с 16 сентября по 10 октября. Предметом исследования стали сбалансированность и нейтральность подаваемой информации, а также предоставление всем субъектам избирательного процесса равных возможностей в вопросе получения эфирного времени. При этом только результаты проверки по последнему параметру эксперты сочли удовлетворительными. «Положительной тенденцией текущей кампании можно назвать практически полное отсутствие ограничения доступа к телеэфиру любым участникам выборов»,– отметил Александр Чекмышев.
В то же время, в вопросах нейтральности и сбалансированности к телеканалам возникло гораздо больше претензий. «Идет война компроматов между медиа, связанными с Игорем Коломойским с одной стороны и Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным; с другой и, соответственно, с политиками, которые прямо или опосредованно ассоциируются с ними»,– заявил господин Чекмышев. Так, по его словам, на телеканале «1+1» транслируется много отрицательной информации о Радикальной партии и ее лидере Олеге Ляшко. В свою очередь, на «Интере» деятельность Радикальной партии освещают не менее активно, но уже в положительном ключе.
Объектом мониторинга, проведенного общественной организацией «Телекритика» в первую неделю октября, стали сюжеты общественно-политической тематики в вечерних новостных выпусках девяти центральных и ряда региональных телеканалов. В центре внимания исследователей оказались нарушения журналистских стандартов, следствием которых стало появление на телевидении скрытой рекламы, так называемой «джинсы».
«По сравнению с выборами 2012 года сейчас количество «джинсы» на телевидении уменьшилось на 30%»,– констатировала Наталья Лигачева. Одной из причин этого, по словам Александра Чекмышева, стало то, что на текущую кампанию в принципе тратится меньше средств, чем на кампанию 2012 года. «Сейчас основной массив заказных материалов на ТВ составляет так называемая «корпоративная джинса», размещаемая в интересах владельцев телеканалов»,– заявила госпожа Лигачева, приведя в пример описанную ранее господином Чекмышевым ситуацию с телеканалами «Интер» и «1+1». В этом контексте, по ее словам, выделяется и ТРК «Украина», где преобладают сюжеты, посвященные «Оппозиционному блоку», который поддерживает владелец телеканала Ринат Ахметов. «Кроме того, «Украина» отличается безумным количеством материалов, в которых восхваляется благотворительность господина Ахметова и его фонда – этой темы могут касаться два или даже три сюжета в одном выпуске новостей»,– отметила Наталья Лигачева.
На других каналах, по данным мониторинга «Телекритики», корпоративной «джинсы» меньше, однако там больше явно проплаченных материалов. «Примером здесь могут служить появления сюжетов, посвященных партии «Заступ» на ICTV и других каналах»,– заявила Наталья Лигачева. В свою очередь, Александр Чекмышев привел примеры таких сюжетов, посвященных деятельности лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко и одного из лидеров «Оппозиционного блока» Александра Вилкула. Кроме того, по информации «Телекритики», значительным является количество подобной «джинсы» на региональных телеканалах – больше всего здесь скрытой рекламы «Оппозиционного блока», «Батькивщины» и «Сильной Украины». «Одним из лидеров по «джинсе», к моему большому сожалению, оказалась партия «Самопомощь»»,– посетовала госпожа Лигачева. Похвалу же экспертов «Телекритики» заслужил «Народный фронт» – по нему на телевидении практически нет явно заказных материалов.
В целом, население продолжает демонстрировать высокое доверие к СМИ и, в частности, к телевидению, независимо от количества размещаемых на телеканалах материалов заказного характера, подвела итог исследования Наталья Лигачева. «Медиаграмотность наших зрителей постепенно растет, пусть и медленнее, чем хотелось бы»,– не согласился с ней Александр Чекмышев.