Войти

Александр Черненко: "Не знаю, что еще можно придумать, чтобы это подействовало..."

Александр Черненко: "Не знаю, что еще можно придумать, чтобы это подействовало..."Почти два месяца президентской гонки уже позади. Поэтому политологи и политэксперты взялись подводить первые итоги. Одни называют избирательную кампанию слабой, другие - ленивой. Однако предупреждают: все так не будет. Чем ближе к выборам, тем сильнее будет ощущаться запах пороха на избирательном фронте. О минных полях президентской кампании - в разговоре с председателем правления Комитета избирателей Украины (КИУ) Александром Черненко.
- Кампания в разгаре, а изменения в избирательный закон до сих пор не приняли, - говорит Александр Черненко. - Поскольку Конституционный суд признал отдельные положения этого закона неконституционными, они не действуют. Парламент на замену ничего не принял. Вот и получается замкнутый круг. Что будет, скажем, с голосованием за рубежом? Конституционный Суд отменил норму о том, что голосовать могут только граждане, состоящие на консульском учете. Но механизма, как проголосовать тому, кто не состоит на учете, нет. Другая серьезная проблема - заложенная в избирательном законе лазейки для фальсификации. Особенно соблазнительной является возможность включения избирателей в списки в день голосования.

Это то, что активно использовали на прошлых президентских выборах. Тогда в день голосования в списки избирателей внесли около 300 тысяч человек, и большинство таких фактов были сомнительными с точки зрения законности ... То, что депутаты показательно проигнорировали принятие изменений в избирательный закон, наводит на подозрения: кто-то, видимо, хочет поймать рыбку в мутной воде . И каждый надеется, что рыбка достанется ему, а не его конкурентам. Но такие игры с огнем опасны: где гарантия, что сомнительные нормы закона не сработают против тех, кто их отставил?
- По меньшей мере, странным выглядит политика штабов по подбору своих людей в избирательные комиссии. Для надежности тылов должны выбирать лучших из лучших. А в КИУ говорят, что многие члены избиркомов не имеют даже элементарной подготовки, не то что опыта участия в избирательных кампаниях.
- Одна из причин - финансовая. Люди с опытом, которые уже работали в комиссиях и знают, что часто это тяжелая и неблагодарная работа, не хотят браться за нее за те деньги, которые им предлагают. В связи с кризисом штабы платят меньше, чем раньше. Те, кто когда-то получал за работу в теризбиркоме 200-300 долларов, сейчас будет иметь 1000 гривен. Поэтому желающих стало меньше. Худшей будет ситуация в участковых комиссиях. Здесь, как всегда, будет два-три опытных «бойца», которые полностью будут управлять процессом. Хорошо, если при этом они будут руководствоваться законом, а не командами из своих штабов.
- 1000 гривен за работу в теризбиркоме - это доплата за месяц?
- Примерно так и получается, если считать со времени формирования комиссий и до дня голосования в первом туре (включительно). 3-4 заседания комиссии, плюс день выборов. Относительно второго тура - разговор отдельный.
- Ставки, очевидно, выше?
- С одной стороны, меньше работы - всего три недели. А с другой - больше ответственности. Думаю, суммы останутся примерно такими же.
- В КИУ прогнозируют, что явка избирателей будет до 70 процентов. Насколько будут отличаться цифры в первом и втором турах?
- Здесь надо учитывать, что многие избиратели, которые в первом туре будут голосовать за «непроходных» кандидатов, на второй тур просто не придут. А кандидаты, которые пройдут во второй тур, объявят тотальную мобилизацию своих сторонников. Людей будут обзванивать в день голосования, организованно свозить на избирательные участки ... Второй тур выигрывает тот, кто максимально мобилизует своих избирателей.
- По наблюдениям КИУ, большинство кандидатов сегодня сворачивает финансирование своих избирательных программ, даже зарплаты в штабах задерживают, чтобы приберечь средства ближе к выборам. Очевидно, часть этих сбережений пойдет на подкуп?
- В том числе. Это и подкуп членов комиссий, а во втором туре - даже торговля ими. Во втором туре избирательные комиссии будут формировать по принципу: восемь на восемь от каждого кандидата. Будет соблазн получить свое большинство в комиссиях, перекупив членов комиссии от конкурента. Возможны и другие расходы: на экзит-полы, на подкуп судей ... Первый тур - это разминка. Все будет решаться во втором. Поэтому кандидаты мобилизируют усилия, надеясь переломить ситуацию в свою пользу именно во втором туре.
- Цены за голоса избирателей будут кризисными?
- Если вспомнить выборы киевского мэра в 2008 году, платили 100-200 гривен за голос. На досрочных выборах в Тернопольский облсовет в селах давали по 50 гривен. Думаю, на президентских цены будут от 50 до 150 гривен за голос.
- Желающих продать свой голос станет больше?
- Раньше, даже если и предлагали деньги, многие отказывались, не желая предавать свои идеи и убеждения. Сейчас же благоприятной почвой для скупщиков голосов есть не только кризис, но и глубокое разочарование людей в политике и политиках.
- Политологи называют кампанию вялой. Однако некоторые считают, что это затишье перед бурей. Мол, ближе к Новому году ждите, господа избиратели, очередного скандала. Осталось - что такое, чем еще можно шокировать избирателя?
- . Может, объявить кого каннибалом? О главных политических игроках мы уже все, кажется, знаем: и о прошлом, и о современном, о даче, имуществе, и т.д. Начали бить по окружению: у того нет диплома, тот часто ездил в Артек ... Но это тоже не срабатывает. Как показали социологические опросы, на рейтинги кандидатов и политических сил это не повлияло, а иногда имело даже обратный эффект. Если кто еще что-нибудь придумает, снова будет информационная пена, скандал будут обсмоктывать на ток-шоу, но на избирателя это вряд ли повлияет. Ну, вернется, скажем, в Украину Лазаренко. Но что он нового расскажет? .. Думаю, искатели компромата исчерпали свою фантазию.

Добавить комментарий