Войти

Специфика первого тура президентской кампании 2010

falsif_viborovРазличные участники нынешней избирательной кампании ставили перед собой разные задачи.
Некоторые - как Ющенко, Симоненко и Мороз - продемонстрировать, что они все еще находятся в высшей лиге украинской политики. Другие - как Тигипко, Яценюк, Тягнибок или Гриценко - пытались войти в эту лигу и зарекомендовать себя в ней как можно более серьезными игроками. Но и первые, и вторые осознавали, что для них второго тура не будет и старались максимально выложиться уже на первом этапе.
Иначе с Януковичем и Тимошенко. Прогнозируемые финалисты нынешней избирательной кампании пытались пройти первый тур максимально эффективно, но при этом не выкладываясь до конца. Первый этап это еще не финиш, резкий спурт нужно будет обеспечить во втором туре избирательных соревнований, а потому для кампании как Януковича, так и Тимошенко был присущ крайний прагматизм и «отсечение» любых нерациональных затрат. Они также должны были вести сравнительно осторожную борьбу против идеологически близких конкурентов, с тем, чтобы резкими нападками не озлобить их избирателей, которых рассчитывают привлечь на свою сторону во втором туре.

Как известно, избирательная кампания в целом подобна боевым действиям. Армии кандидатов имеют свою «пехоту» (агитаторы, раздатчики листовок и расклейщики плакатов, члены избирательных комиссий), «артиллерию» (т. н. Админресурс (работники госадминистраций и местных властей, милиции, пожарной охраны, санстанции, прокуратуры и т.д.) , который может поспособствовать «своему» кандидату и помешать «чужому») и «авиацию» (СМИ, особенно телевидение).
Всегда считалось, что для победы на выборах необходимо добиться превосходства над противником в какой-то одной среде и, как минимум, не уступить в двух других.
Начнем с «артиллерии». Прежде всего стоит отметить совершенно оригинальную роль админресурса. Благодаря приватизации власти главными политическими игроками (речь идет о политических силах, которые выдвигают основных претендентов на пост президента), админресурс определенных отраслей и административных регионов с самого начала был четко «заточен» под конкретных лиц. Те же его представители, которые не были посажены в кресло Януковичем или Тимошенко, в первом туре старались максимально придерживаться нейтралитета. Вероятно, во втором туре они уже не будут иметь таких сравнительно комфортных условий и должны будут определяться в пользу какого из кандидатов, им четко дадут понять, что третьего не дано: кто не с нами, тот против нас.
Не такой, как обычно, была роль царицы полей - «пехоты». Ни расклейкой и раздачей агитационной продукции, ни кампании «от двери до двери», ни встреч с избирателями по сути не было. Цветные палатки и срежиссированные выезды кандидатов «на места» скорее носили ритуальный характер. Их роль в кампании была почти нулевой. Фактически, задача местных штабов свелась к организации контроля на избирательных участках. О мизерной агитационной роли «пехоты» свидетельствует и примерно одинаковое количество голосов, набранных тем самым кандидатом в областях, которые составляют тот же регион (например, Галичина, Волынь, Донецк и т.д.) то, что кандидаты набрали примерно такой же процент голосов в разных областях одного региона свидетельствует, что избирателей в основном «накрывало» телевизионной агитацией, а точечной работы на местах с ними никто особо не проводил.
«Авиация». Основные кандидаты в президенты пытались достучаться до избирателя главным образом через электронные СМИ. Те же из претендентов на президентское кресло, кто не получил доступа к ТВ - не имели никаких шансов. Достаточно сравнить хотя бы результаты двух достаточно подобных политиков, которые оба позиционировали себя как «новые» - Тигипко и Гриценко. Второй, не получив доступа к телеэфиру, пробовал компенсировать его поездками по стране. Но Украина не Грузия, она слишком велика, чтобы эффективно заменить электронные масс-медиа личным общением. Результат красноречиво свидетельствует - чей телеэфир, того и электорат.
Борьба во втором туре будет ожесточенной. Противники достойны друг друга. За три недели, оставшиеся до второго тура, им обязательно нужно активизировать своих действительных сторонников и привлечь новых. Но идеологический ресурс уже практически исчерпан. Ни одна, ни другая команда не способна сказать стране что-то новое. Мобилизовать потенциальных сторонников можно разве что апеллируя к оранжево-сине-белому противостоянию. Однако эта тема уже слишком затертая.
Однако, резерв еще есть. У финалистов президентской гонки остаются еще 2 организационных ресурса, которые они не включили в полную силу, а именно: использование властных рычагов, то есть т.н. "админресурса" и мощное задействование «пехоты», то есть стимулирование региональных штабов, активизация их деятельности. По нашему мнению, именно от эффективности работы низовых партийных звеньев в значительной степени будет зависеть исход второго тура. Конечно, при условии, что «авиация» обеих армий не будет уступать друг другу.

Добавить комментарий