Как "доработаться" до Президента
- Опубликовано в Аналитика
Второй тур президентских выборов заставит финалистов и их штабы изрядно попотеть. Если в первом туре и так было ясно, что оранжевая майка лидера достанется Виктору Януковичу, а бледная, бежевая, Юлии Тимошенко, то теперь со ставками затрудняются даже маститые прогнозисты. Говорят, лишний шаг кандидатов влево или вправо - и все пропало: Янукович может не уберечь своих позиций, Тимошенко - растерять избирательные запасы (сторонников «непроходных» кандидатов, которые работали на посторанжевом электоральном поле).
Какие козыри могли бы использовать в борьбе за президентский трофей Янукович и Тимошенко? С таким вопросом «ВЗ» обратился к политологу, эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антону Финько.
- Перед Виктором Януковичем стоит сложная и деликатная задача, - говорит эксперт. - С одной стороны, он должен консолидировать свой электорат, особенно базовый - на юге и востоке Украины. С другой - улучшить свои показатели в центре и на западе. Учитывая отличные ценностные установки в этих регионах, сделать это довольно трудно ... Как и Юлии Тимошенко, Виктору Януковичу крайне необходимо привлечь на свою сторону сторонников Сергея Тигипко. Для этого надо сконцентрироваться на социально-экономических вопросах. Возможно, даже в определенной мере копировать те рекламные подходы, которые предложил в своей избирательной кампании Тигипко. Для Януковича важно сосредоточиться на теме дальнейшего экономического развития страны, создать более динамичный образ, который, как и образ Тигипко, мог бы ассоциироваться с таким понятиям, как обновление, модернизация. Важно продемонстрировать наличие в своей команде молодых эффективных менеджеров ... Логическим на этом этапе кампании Виктора Януковича будет продолжение критики в адрес правительства, его экономической политики.
- Одно дело - создать образ, другое - сделать его убедительным, особенно для «чужого» электората. Успешно ли интеллектуально подкованный и переборчивый избиратель Тигипко на чей то образ «а-ля Тигипко»?
- Речь не идет о том, что Янукович должен быть идентичным Тигипко. Чтобы заинтересовать электорат Тигипко, нужно продемонстрировать лучшие интеллектуальные силы в своей команде. Подчеркнуть, что ты знаешь, что и как делать в любой области социально-экономической политики.
- Чего не надо делать Виктору Януковичу, чтобы не растратить поддержку?
- Нельзя сказать, что Янукович допустил каких-то серьезных ошибок в своей избирательной кампании. На нынешнем ее этапе ему следует воздержаться от любых шагов, которые бы позволили оппонентам демонизировать его образ.
- Кое-кто советует Виктору Федоровичу как можно меньше касаться политики. Не трогать языкового вопроса (о статусе русского как второго государственного), не говорить о внешнеполитических ориентирах ...
- Гуманитарные и внешнеполитические вопросы в программе Януковича «приглушенные», представлены так, чтобы не вызывать большого раздражение в тех регионах, которые не являются для него опорными. То, как оформили в программных положениях Януковича, скажем, решение языкового спора (через принятие специального закона, а не внесение изменений в Конституцию), не устраивает его базовый электорат. Но в этом случае Янукович продемонстрировал свою умеренность, чтобы укрепить влияние в центре и на севере страны.
- Отказ Януковича от участия в теледебатах с Тимошенко может повлиять на распределение избирательных симпатий во втором туре?
- Кандидат, получивший в первом туре значительное преимущество, не заинтересован в слишком энергичных дебатах. Учитывая то, что своими ораторскими способностями и энергичностью Юлия Тимошенко превосходит Виктора Януковича, ему вряд ли целесообразно соглашаться на такой эфир. Его команда все рассчитала, отказываясь от его участия в дебатах. Или неучастие в дебатах повлияет на рейтинг Януковича? Думаю, нет. Теледебаты не были предметом интереса широкой зрительской аудитории во время первого тура. Главные действующие лица не дебатировали, резонанса не было, а потому и нет больших общественных ожиданий, что основные кандидаты появятся на дебатах во втором туре. Эта тема обсуждается скорее в политических, экспертных, журналистских кругах ...
- На чем стоит сосредоточиться Юлии Тимошенко, чтобы увеличить свои шансы во втором туре?
- Для Тимошенко важно разрушить уверенность значительной части общества в том, что все уже решено. Ей надо убеждать, что победа ее оппонента еще не определена, что это не свершившийся факт, как некоторые думают. Политический консалтинг Тимошенко, спикеры ее блока пытаются это делать, напоминая об опыте президентских выборов 94-го года, когда Кравчук победил Кучму в первом туре, а во втором - уступил. Юлии Тимошенко нужно максимально мобилизовать своих избирателей, подчеркивая, что от их усилий и решительности будет зависеть судьба кампании ... Еще перед первым туром выборов Тимошенко приняла меры, чтобы подчеркнуть свою роль как единственного кандидата, который способен сдерживать чрезмерные аппетиты правящей элиты, бороться с теми, кого называют олигархами, сдерживать коррупцию. Для Тимошенко это выигрышная тема, учитывая то, что Янукович является кандидатом, который теснее связан с правящими классами и более зависим от основных финансово-промышленных группировок ... Об использовании прямой критики в адрес оппонента, то у Тимошенко тут несколько иная ситуация, чем у Януковича. Критика Януковича из уст Тимошенко и ее команды будет восприниматься исключительно в западной части Украины. В центре и особенно на востоке попытки запугать Януковичем не сработают, потому что, начиная с 2004 года, избиратели уже свыклись с жесткими обвинениями в его адрес.
- Кое-кто считает ошибкой Юлии Тимошенко попытки задобрить «чужой» электорат на востоке, вместо того, чтобы пытаться максимально нарастить свой рейтинг в центре ...
- Однозначного ответа на это нет. Надо учитывать, что электорат в южных и восточных регионах не является однородным. Для Юлии Тимошенко важно сконцентрироваться не вообще на востоке или юге, а пытаться привлечь внимание «юго-восточных» сторонников Сергея Тигипко. Понять, чего хочет эта аудитория и какими должны быть адресованы ей послания. Для избирателей юга и востока Украины стоит делать акцент на том, насколько у Тимошенко значительный опыт сотрудничества с Тигипко, подчеркивать, что Тигипко работал в ее команде, возглавляя Совет инвесторов при Кабинете Министров, что они с Тигипко - земляки. В любом случае, обращаясь к избирателям юга и востока Украины, Юлии Тимошенко следует создать несколько другой имидж - более деловой. Нынешний образ Тимошенко отвечает больше предпочтениям и вкусам запада и центра Украины. На юге и востоке, в частности для тамошних избирателей Сергея Тигипко, он не самый привлекательный.
- Насколько убедительные для электората Виктора Ющенко заверения Тимошенко в том, что она будет продолжателем его дел в вопросах истории, культурных, национально-патриотических ценностей?
- Большинство электората Ющенко будет склоняться к поддержке Тимошенко, независимо от того, насколько доверяют ей. Это будет рациональный, взвешенный выбор по принципу: из двух зол - меньше ...