Войти

Избирательная бесконечность

Лавринович ПортновС официальным стартом президентской гонки 19 октября Украина вошла в очередной электоральный цикл, апогеем которого станет избрание четвертого президента страны. Однако инаугурация новоизбранного главы государства не будет означать успокоения политических страстей и перехода украинского общества к уже непривычного для него "мирного", то есть поствыборного состояния. Речь идет о том, что избирательные баталии переместятся из общегосударственного на региональный уровень, где 30 мая 2010 года, в соответствии с Постановлением Верховной Рады от 20 октября, должны состояться не менее напряженные по степени электоральной конкуренции выборы депутатов местных советов, а также городских, поселковых и сельских голов.

Стержневым положением постановления парламента "О назначении очередных выборов местных советов и сельских, поселковых и городских председателей в 2010 году", с позиции его политических последствий, является то, что, вопреки ожиданиям, каденция депутатов местных советов, избранных в марте 2006 года, должна составлять не 5,а 4 года. В этом контексте надо напомнить, что, согласно известными изменениями в Конституцию от 8 декабря 2004 года, четырехлетний срок полномочий депутатов местных советов был увеличен до 5 лет. До недавнего времени никто не придавал особого значения тому, что это нововведение приобретало силу параллельно с приобретением полномочий Верховной Рады 5 созыва. Разве что депутаты местных советов, избранные в марте 2006 года, наблюдая за первым заседанием нового состава парламента, могли радостно поздравлять друг друга с увеличением своей каденции на один год. Поэтому с 2006 года в политической и экспертной среде существовало устойчивое убеждение, что следующие выборы депутатов местных советов состоятся в марте 2011 года. Однако именно пункт относительно вступления в силу соответствующего изменения в Конституцию стал основой аргументации «регионала» Александра Лавриновича и бютовца Андрея Портнова, которые являются авторами упомянутого постановления парламента, относительно необходимости провести местные выборы не в 2011, а в 2010 году. Так, по их словам, первое заседание Верховной Рады 5 созыва, избранной 26 марта 2006, открылось 25 мая 2006 года, когда, собственно, и вступило в силу положение о пятилетнем сроке полномочий депутатов местных советов. Следовательно, поскольку закон не может иметь обратного действия, соответствующее положение не должно распространяться на тех депутатов, которые были избраны в марте 2006, а следовательно, они должны работать, согласно старой редакции Конституции - 4 года. Кроме того, надо вспомнить еще два важных положения постановления Лавриновича-Портнова: во-первых, фактическое увеличение каденции сельских, поселковых и городских председателей в два месяца - согласно постановлению, выборы состоятся не в марте, а 30 мая 2010 года. Во-вторых, действие постановления не распространяется на депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских председателей, которые были избраны на внеочередных выборах после 26 марта 2006 года. Это, в частности, означает, что мэр города Киева Л.Черновецкий и депутаты Киевского городского совета, избранные на внеочередных выборах мая 2008 года, будут находиться на своих должностях, соответственно, до 2012 и 2013. Оценивая упомянутое постановление, можно утверждать, что в целом оно несет ряд положительных моментов, как для отдельных политиков и политических сил (пожалуй, за исключением действующих депутатов местных советов), так и для общества в целом: во-первых, потенциальным участникам региональных выборов не надо будет отдельно мобилизовать политические, экономические и другие ресурсы для участия в местной гонке. То есть избирательную кампанию в регионах можно провести на основе того, что будет подготовлено для борьбы за президентское кресло. Во-вторых, новоизбранным городским, поселковым и сельским председателям не придется работать со старым составом соответствующих советов, что могло бы привести к возникновению политического напряжения между ними и, как результат, помешать эффективному решению проблем местных общин. В-третьих, это дает возможность сэкономить бюджетные средства и пережить 2011 без выборов. Очевидно консенсус, который существует между политическими силами относительно проведения предстоящих местных выборов (соответствующее постановление поддержали 390 народных депутатов), основывается именно на осознании указанных преимуществ. Нельзя не упомянуть о том, что вопрос сроков полномочий местной власти уже стал предметом предвыборных обещаний одного из кандидатов в президенты. Так, принимая участие в учредительном съезде Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов, который состоялся 5 сентября в Киеве, Юлия Тимошенко пообещала присутствующим председателям соответствующих советов увеличить срок их полномочий от 4 до 5 лет и провести местные выборы 2011 года. По ее словам, соответствующий проект изменений в Конституцию подан в парламент. Очевидно, говоря об этом, Юлия Владимировна откровенно лукавила, ведь именно накануне съезда, 4 сентября, в Верховной Раде был зарегистрирован упомянутый выше проект постановления, содержащий диаметрально противоположные положения. Среди его соавторов, как уже говорилось, - заместитель председателя фракции БЮТ Андрей Портнов.

Поэтому, очевидно, обещание Юлии Тимошенко надо расценивать как своеобразный посыл до сельских, поселковых и городских председателей поддержать ее на президентских выборах, благодарностью, за что станет увеличение срока их полномочий.

Добавить комментарий